Вопрос специалисту

Сын подрался в новой школе

Сын подрался в новой школе

Здравствуйте, моему ребёнку 8 лет. Переехали и пошли во второй класс в новую школу. Первые 7 месяцев было отлично, а на физкультуре мой сын дал сдачу другому, как я и учила.Тот мальчик утверждает сначала, то они стукнулись нечаянно, потом якобы нечаянно ударил.Учитель только видел, как уже мой даёт сдачи, и за это моего ребёнка оттаскал за уши и швырнул его на пол. 


Я в этот же день устроила скандал с учителем, который извинился перед сыном, это было потрясением для него. А к вечеру звонит уже та мама и давай орать и почти угрожать, почему мой ребёнок ударил ее ребёнка. Я объяснила, что мой всего давал сдачи. На что она очень против, рукоприкладство не принимает. Заставляет моего сына ещё извинится!!!

Ближе к ночи звонит ещё одна мама и просит со мной встречи, что якобы мой и ее ребёнка обижает. Я уже ничего не понимаю, как мне быть, что мне делать? У сына спросила про другого мальчика, так он говорит, что между ними ничего не было. У меня уже закрадываются сомнения, может те мамы подруги? И та решила просто поддержать.

Честно, ничего не понимаю, все эти месяцы были спокойный, а сейчас за один день столько произошло. Очень прошу, помогите.

Здравствуйте.

Первое, что важно понимать: отношения детей - это отношения детей. И вступать в решение их конфликтов можно только в случае потери безопасности. Ну и если ребёнок сам не справляется, можно помогать советом. В остальных случаях важно сохранять границы. В противном случае получаются вот такие запутанные истории, где участвуют родители, учителя и вовсе посторонние люди.

Что делать?
Во-первых, разделить кто есть кто, какие у кого роли, задачи и степень ответственности. Например, поведение учителя непозволительно. Слышу, что извинился, но достаточно ли этого вам и вашему сыну для восстановления баланса в отношениях и уровня безопасности?

Второе: кажется, дети не просили помощи и важно вернуть им их право строить отношения так, как хотят. Другой вопрос, если там будут подключаться взрослые, тогда придётся участвовать. Но опять же, отношения нужно выяснить с ними, без привязки к детям. Например, не выяснять кто прав, кто виноват (это, к слову, невозможно), а устанавливать правила и возможные санкции в случае их нарушений. Например, решить среди родителей, что в классе нет места физическому насилию и если кто-то из детей будет замечен в драке, то учитель вправе их разнять, а родители принимаю обоих участников, как нарушителей правила. Это взрослая позиция. А решать, кто первый начал - детская.

К слову, дать сдачи - равно развязать драку. Безопаснее и экологичнее будет: позвать на помощь, убежать, обезвредить соперника (связать руки, например).

Что касается извинений: просить прощения должен тот, кто так чувствует. Если уж есть правило попросить прощения, то это сделать должны оба ребёнка и каждый за свою часть. Например, один за то, что не заметил другого и толкнул, другой, за то, что ответил не разобравшись.

А по поводу новой участницы конфликта: возьмите паузу. Решайте вопросы отдельно и по мере необходимости. Старайтесь не смешивать все в одну большую проблему. Это позволит держать трезвой голову и принимать взвешенные решения. А тактика решения задачи такая же: не ввязываться в отношения детей, а устанавливать правила на будущее. Сам диалог можно решать вдвоём или взять с собой детей. Во втором случае можно дать возможность детям говорить, а вы как взрослые можете только помогать двигаться диалогу вперёд и к нужной вам точке. Но не кричать друг на друга при детях. Иначе это получится не решение вопроса, а просто нападение друг на друга (без решения).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»