Вопрос специалисту

Сын украл дорогую вещь у одноклассника

Сын украл дорогую вещь у одноклассника

Добрый день. Сыну 16 лет, занимается спортом, хорошо учится. В 14 лет украл из магазина энергетик (было несколько эпизодов). Ущерб был возмещен нами. Клялся, что такое больше не повторится. Однако, сейчас всплыл эпизод кражи дорогих наушников у одноклассника. Очень страшно за его будущее, что сможет еще совершить что-то подобное. Случившиеся эпизоды отрицает "до последнего". Подскажите, как нам, родителям, вести себя, как его наказывать, или бежать к специалисту. Состояние у нас шоковое.

Здравствуйте. Для того, чтобы помочь ребёнку важно всегда начинать с себя. Вы пишите о шоковом состоянии. А что это по сути? Предположу, что страх, потому что именно для него характерно оцепенение (как при шоке). И тогда важно понять, чего именно вы боитесь. Предлагаю простое упражнение, чтобы помочь себе в этом. Напишите все то, чего боитесь в этой ситуации. А потом рядом с каждым таким пунктом напишите как минимум 5 действий, которые вы будете делать, чтобы этого не случилось. А потом ещё 5 действий, которые вы будете делать, если это все же произойдёт. Так ваш страх превратится в план действий. В противном случае сложно видеть полную картину и принимать решения. Ведь страх владеет телом, оно сжимается и каменеет. 


Далее важно понимать, что мотивировало вашего сына к такому поступку. Для того, чтобы это выяснить, нужны тёплые, доверительные отношения и достаточный уровень осознанности мальчика. Вопросы важно задавать в безопасной обстановке, они должны быть открытыми, а реакция на ответы принимающая. Поясню. Вы можете иметь другую позицию и противоположное мнение, но вы не осуждаете ребёнка и не стараетесь его "облачить в свою веру". Только слушаете. Поняв то, что им движет, вы сможете помочь. Ведь за каждым поступком лежит какая-то своя потребность. И можно ребенку запретить некое действие, но если потребность не может быть иначе удовлетворена (ребёнок иначе не умеет, например), то рано или поздно ситуация вернётся. И тогда важно осознавать эту потребность и предлагать альтернативные способы решения задач (чем больше, тем лучше, чтобы у ребёнка был выбор и возможность пробовать, пока не найдёт свой путь, такой же эффективный, как тот, что есть сейчас).

Уважайте чувства и мысли ребёнка. Не стыдите ("о чем ты только думал", не запрещайте ("чтобы я этого больше не слышала"), не обвиняйте ("я для тебя, а ты..."), не обесценивайте ("нужны тебе эти девчонки?!"). Лучше скажите примерно следующее: "Да, понимаю, действительно очень хочется быть значимым среди друзей" или "Да, я тоже очень грущу, когда не могу получить то, что очень хочется, понимаю тебя". 

А потом подумайте вместе, как еще можно было получить желаемое. Например, наушники можно было попросить у вас, заработать на них, купить аналогичные, но б/у и так далее. Для подростка важно иметь право выбора и самостоятельность. А вот к ответственности они ещё только подходят. И тогда ваши действия должны быть нацелены на то, что всякий поступок имеет цену последствий. Это не наказание, а санкции. Например, извиниться перед одноклассником - это цена последствий. Тот мальчик может обозначить свою санкцию. Например, отказаться быть с вашим сыном в одной команде. А забрать гаджет, например, это наказание. Которое не связано с ситуацией и учит только тому, что родитель выше по иерархии. Много нюансов. Я бы рекомендовала обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей. И работать важно не только ребенку, но и членам семьи. Ведь дети - это отражение системы.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»