Вопрос специалисту

У моего ребёнка нет друзей

У моего ребёнка нет друзей

Здравствуйте, у нашего ребенка нет друзей, к сожалению, скорее всего это и моя вина, я в свое время ругала, что друзья хитрят и никогда не приглашают в гости, а всегда приходят к нам. 


Мой ребенок не играет в телефонные игры, в свое время пришлось запретить, когда было 4-5 лет, играл на телефоне безотрывно. Теперь не играет, хорошо учится, читает, но с детьми не может подружиться, они все играют в телефон, и из-за того, что он учится хорошо, а они плохо, пропасть растет. 

Также я невольно усиливаю эту дистанцию, т.к. говорю, что дети, которые только играют в телефон целыми днями, из-за этого плохо учатся. Сейчас он перешел в другую подгруппу из своей, чтобы учиться в первую смену, там ему тоже не очень рады, т.к. он хорошо учится и его ставят в пример остальным, естественно, это не нравится другим детям.

Помогите, пожалуйста, не могу понять, как помочь сыну. Снижать мотивацию к хорошей учебе не хочу, но и научить его дружить с детьми тоже не могу, возможно, потому что у самой близких подруг очень мало, и сближаться с коллективом мне тоже непросто. При этом мальчик у меня очень добрый, веселый, но немного стеснительный, ему тяжело идти первому на контакт.

Добрый день!

Я хорошо понимаю ваши опасения. В жизни нам важно иметь близких друзей, с которыми можно было бы поделиться бедами и радостями. И конечно, каждой маме хочется, чтобы её ребёнок нашёл для себя именно таких людей: честных, верных, интересных, поддерживающих, тёплых, умных.

Однако иногда у ребёнка это может не получаться в силу разных причин. Давайте посмотрим, что, возможно, ему мешает, и какие выходы вы можете найти:

1. Ваша позиция относительно других детей.

Иногда наша планка к людям, которые окружают ребёнка, очень высока. Нам хочется, чтобы они хорошо учились, хорошо себя вели, грамотно разговаривали, не пользовались гаджетами, не грубили, не хамили, не ругались, опрятно выглядели. Создаётся образ ученика закрытой школы, про которые часто снимают сериалы.

В такие моменты важно немного повернуться в сторону реальности. А бывают ли вообще такие люди? Тем более дети?

В каждом человеке собрано множество самых разных, порой противоречивых черт характера. Одно и то же качество всегда имеет 2 стороны: и положительную, и ту, что мы ощущаем отрицательной.

Например, целеустремлённость всегда соседствует с упрямством. Не может человек, который привык слушать и отступать от своих желаний, добиваться больших целей.

А общительность, как правило, связана с открытостью, гостеприимством, игривостью, - качествами, которые не всегда соответствуют «приличным и правильным ученикам». На дружбу с другими должно быть время, которое раньше уходило на дела: на учёбу, на книги, на уборку.

Поэтому очень важно сперва разобраться со своей позицией. Ребёнку нужно иметь друзей. Но чтобы с ними общаться, у него должно быть время и ваше позволение иметь его собственную, независящую от вас жизнь где-то ещё вне дома. Иначе ему будет сложно сепарироваться от вас, добиться успеха в жизни, да и просто – думать своей головой.

А именно этого, как мне кажется, вам, как родителю, и хочется. Чтобы ребёнок нашёл своё место, своих людей и был по-настоящему счастлив.

Это не случится, если вы не сможете иногда отпускать его, позволять ему шалить, веселиться, приглашать в гости, не ожидая ничего взамен. И, что не менее важно, говорить вам о своих желаниях и интересах, а не только слушаться ваших советов и просьб.

И ещё один момент, который нужно учитывать: все люди очень многогранны. Невозможно, чтобы вокруг вашего ребёнка крутились исключительно глупые, плохо учащиеся и только играющие в телефон ребята.

Попробуйте посмотреть чуть шире. Быть может, вы обнаружите, что один мальчик, пусть и играет в телефон, очень увлекается конструированием. А другой, хоть и учится не на пятёрки, при этом знает уйму интересного в какой-то области.

Увидеть, что даже дети бывает не просто «плохими» и «хорошими», а ещё и интересными, увлекающимися, весёлыми, глубокими, изучающими, способными что-то вам рассказать и помочь, можно только в контакте с ними. Не когда мы смотрим со стороны, а в процессе общения.

Смотрите, с кем интересно вашему ребёнку, что ему нравится. И постарайтесь довериться тому, что он выберет для себя хороших людей.

2. Ваш пример

Вопрос доверия тут, правда, важен. Насколько вы можете доверять своему сыну? Насколько он сам делает уроки, собирает рюкзак, выбирает одежду и еду? Насколько в течение дня у него есть время делать что-то, за что ему вообще не надо перед вами отчитываться? Исключительно его дела и интересы. Есть ли у него своя комната, своя кровать, своя тумбочка, свой шкаф или отдел в нём? Свой – это значит, что это принадлежит только ему, и вы не имеете право менять там что-то по своему усмотрению. Насколько у него есть исключительно свои вещи? Чтобы взять которые, вы должны попросить у него разрешение.

Если говорить совсем просто, это вопрос доверия. Доверяете ли вы вашему сыну в том, что он уже достаточно взрослый, чтобы выбрать хороших для себя людей? Не слишком ли вы тревожитесь за него?

Доверяете ли вы вообще окружающим людям? Много ли вы видите приятных людей вокруг себя?

То, как вы общаетесь с друзьями, также является для ребёнка примером. Если для вас мир является довольно опасным местом, где на каждом шаге могут предать или обмануть, это вызовет напряжение, которые перекинется и на вашего мальчика.

Какой этот мир для вас? Таким же он будет и для ваших детей.

Поэтому вопрос общения хорошо рассматривать с разных сторон. В том числе с точки зрения себя: могу ли я общаться с людьми? Чего я боюсь? Чего я стесняюсь? Что мне мешает быть открытой? Что мне мешает доверять? И могу ли я найти случаи, когда меня или кого-то другого окружали действительно тёплые, верные люди? Но я просто не заметила или не придала значения.

Мир очень многогранен. И в нём обязательно найдутся те, кто принимает нас. Просто чтобы их обнаружить, придётся потихоньку открывать своё сердце и медленно, постепенно, но всё же отпускать ребёнка жить более самостоятельно и свободно.

Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»