Вопрос специалисту

У ребёнка полностью пропала мотивация к обучению

У ребёнка полностью пропала мотивация к обучению

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что делать, ребенок много болел (перелом копчика), в результате образовалось много пропусков. По выходу с больничного ребенок всеми силами старался догнать сверстников, у него это хорошо получалось. Но педагогический состав этого не оценил и ставил двойки за контрольные по пройденным темам, доходило до 6 двоек подряд. После пропущенного урока на следующий день могли также провести срез пройденной темы на прошлом уроке и также поставить 2. 


Ребенок перестал делать уроки, говоря, что нет смысла, все равно получу 2, а потом перестал ходить в школу. Я разговаривала с директором, изменений со стороны учителей не последовало. Ходили к психологу, он подтвердил, что ребенок получил со стороны учителей своего рода "буллинг". Мы ушли из этой гимназии и пошли в частную школу, т.к. в конце года нас никто не принял из школ, сказали "нам такие не нужны", тем более год заканчивается. 

В частную школу ребенок два раза сходил и потом опять отказался ходить туда. Хотя там очень хорошие условия. Помогите, остались один на один со своей проблемой, не знаем, что делать, как поступить, у ребенка полностью пропала мотивация к обучению, и я ничего не могу сделать.

Здравствуйте!

Прежде всего хочется отметить, как важно, что в сложное для ребёнка время вы его поддержали, остались на его стороне, приложили много усилий, чтобы урегулировать ситуацию, а в итоге нашли место, где к ребёнку будет совсем другое отношение. Ваши усилия огромны, их значимость невозможно переоценить.

То, что случилось с ребёнком в школе, подобное отношение обучающих его взрослых имеет два вида последствия: внешние и внутренние.

Внешние: нежелание идти в школу, апатия, потеря интереса к обучению. Часто они возникают из закрепившегося паттерна выученной беспомощности: «нет смысла, всё равно получу 2». Даже при перемене условий этот паттерн будет сохраняться, пока ребёнок не начнёт делать реальные шаги по его смене, пока не получит новый опыт, который сломает старый стереотип: что от его действий что-то зависит, что он не беспомощен, он способен что-то сделать, изменить, что его поступки имеют значение и он может прогнозировать их последствия.

Внутренние: падение активности, жизненной энергии, злость, грусть, беспомощность, ощущение безнадёжности и бессилия. Эти чувства не уйдут, пока не будут замеченными и признанными.

Что вы можете сделать, чтобы помочь ребёнку справиться с тем, что он пережил, и адаптироваться в новой школе:

1. Обсудить с ребёнком ситуацию и нормализовать его чувства. Особенно если до этого подобного разговора не было.

Когда человек оказывается в ситуации травли, очень важно, чтобы кто-то со стороны подтвердил ему, что это не норма, что так быть не должно, и рассказал о чувствах, которые могут появляться. Например, о злости на учителей, которые поступали несправедливо. О невозможности ребёнку пойти им наперекор или заступиться за себя, в силу возраста и меньших ресурсов. О бессилии, которое возникает, когда мы обнаруживаем, что ни на что не влияем в определённой сфере жизни.

Всё это можно попробовать рассказать ребёнку, простым языком, из позиции любви и заботы. Чтобы он услышал, о чём его чувства, что с ним происходило и что происходит сейчас. Чтобы точно поверил: это была ненормальная ситуация, несправедливая, он не виноват, ответственность несут взрослые.

2. Плавно познакомить его с новой школой.

Помочь может штатный психолог учебного заведения. Кроме того, в частной школе проще договориться с педагогами о более лояльном отношении к мальчику в первое время: попросить уделять чуть больше внимания вашему сыну, почаще хвалить, отмечать успехи, помогать влиться в коллектив.

Отмечать успехи – один из основополагающих факторов. Ваш ребёнок попал в ловушку отсутствия контроля: сперва болезнь, которая длится долго, лишает возможности двигаться как раньше, сидеть без дополнительных приспособлений, ходить без боли. И здесь нет шансов ощутимо ускорить процесс исцеления, только ждать, когда оно произойдёт, когда пройдёт время. После – отсутствие какой-либо возможности влиять на успешность в школе. Это нормально, что руки опустились.

3. Активировать деятельность.

Чтобы выйти из подобного бессилия, можно начинать мягко, плавно активировать деятельность ребёнка. И раз за разом отмечать, что его действия приводят к определённому результату. Причём вне школы.

Для этого лучше выбирать задачи, где этот результат будет заметен: сделать что-то руками, смастерить, починить (самое лучшее: когда до меня не работало, а после – заработало), приготовить, помыть. Активация для взрослых часто начинается с мытья посуды, для детей это может быть также бытовое, простое занятие, которое вашему ребёнку нравится и где он может измерять прогресс.

К школьному обучению помогает «заход» со стороны интересов, потому что в этой сфере есть энергия, желание. Например, посетить выставку, где для детей предлагают квесты. Или в экспериментариум, на секцию. Важно найти что-то, что увлечёт, где можно попробовать свои силы, где мальчик окажется в окружении тёплых, неравнодушных взрослых и получит позитивную обратную связь.

Вернуть мотивацию к обучению – процесс долгий, гораздо более длительный, чем её потеря. Поэтому важна и ваша уверенность, что всё получится, что ситуация временна. Если вы будете внутри себя идти вперёд без напряжения, без нервов, то и ребёнку будет легче ощутить в себе силы и найти интерес. Без давления и волнения это, как правило, случается раньше.

Я желаю вам большой удачи. Всего доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»