Вопрос специалисту

Ребёнок отказывается ходить в школу

Ребёнок отказывается ходить в школу

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что делать. Ребенок отказывается ходить в школу, потому что учителя кричат на детей, не сдерживают свои эмоции. Ребенок при этом чувствует себя очень плохо, боится, начинает болеть голова, тошнить, ненавидит весь процесс школьный. 


Разговаривали с учителем и директором, бесполезно, обвиняют ребенка, удивляются, чего он боится. Прошли все обследования у психологов, неврологов. Ребенок здоров. В связи с ситуацией выявили тревожность, стресс. 

Как объяснить директору, что у ребенка стресс, когда кричат, и чтобы больше этого не делали. Как избавить ребенка от страхов и вернуть мотивацию к учебе? Психологи сказали, что можно заниматься годами и толку ноль.

Здравствуйте!

Вы совершенно правы, когда говорите о том, что важно помогать ребёнку разбираться с ними: уменьшать напряжение, повышать желание узнавать новое, учиться, открывать интересное для себя.

Помощь взрослых здесь незаменима.

Важно, что вы уже обращались к психологам. Что мальчика обследовали. У вас на руках есть экспертное заключение о его психическом состоянии. Это ценная бумага, на неё нужно ориентироваться. Что я и буду делать.

То, что вы описываете, – действительно психологические проявления стресса. То, что происходит с нами в душе, появляется не просто так. Оно часто обусловлена жизненными обстоятельствами.

Например, если вы беспокоитесь, что близкий человек задержался и не приходит домой, вряд ли ваша тревога уйдёт окончательно от того, что вы с ней поработаете. Тревога, как и любое другое чувство, появляется по какой-то причине.

В моём примере тревога – это напряжение, размытый страх по поводу того, что что-то произошло. Это состояние подсказывает, что ситуация означает для вас, помогает осмыслить её и понять.

Попробуйте посмотреть под таким же углом на чувства ребёнка.

Его страх – это не просто производная от крика. Это его внутренний отклик на происходящее с ним в стенах школы. Он не может сказать ему не появляется, не может им управлять (эмоции вообще невозможно контролировать, только заглушить, и то на время и с последствиями).

Боль в голове, тошнота – это соматические проявления того, что происходит с мальчиком. Любая эмоция несёт в себе физиологический компонент.

Например, когда нам страшно, мы часто не можем есть, у некоторых людей возникает тошнота, частый стул и мочеиспускание. Легче бежать от врага, когда внутри ничего не задержалось. Когда мы тревожимся, наоборот, тянет что-то пожевать. Потому что перед опасностью лучше сделать запасы в теле, на всякий случай. Когда мы злимся, у нас словно кровью наливаются руки, напрягается живот, челюсти сжимаются, сужается фокус внимания. Это чтобы атаковать.

Эмоции – это то, что появилось эволюционно. А значит, и на физиологию лишь сознанием или какими-то «практиками, упражнениями» тоже влиять трудно.

Учитывая, что ребёнок находится в страхе, напряжении, телесном дискомфорте, все его силы уходят на то, что это выносить. Плюс, страх говорит о потере безопасности. Когда нам небезопасно, наши когнитивные функции (умение размышлять, анализировать, изучать что-то) ухудшаются. Потому что важнее выжить, спасти себя, чем что-то там познавать. Это автоматический психический процесс: в страхе дети учатся хуже, чем без него.

В детской психологии даже есть выражение: «развитие происходит из точки покоя».

Если есть страх, никакого покоя нет. И развитие тоже не идёт так, как должно было бы идти.

А теперь посмотрите на всю картину целиком и представьте в ней себя:

Вы находитесь в стенах учреждения, рядом с вами нет ваших любимых, тёплых близких. Там на вас кричат. Вы ощущаете страх (внутри всё сжимается, плечи опускаются, голова опускается, хочется спрятаться). Ваша голова начинает болеть, вас начинает тошнить. Вы чувствуете себя очевидно плохо. Голова начинает «тупеть», плохо соображать. А с вас ещё что-то спрашивают, что-то требует. Нужно выносить состояние, ещё и стараться включаться.

Когда я представляю себе такую ситуацию, себя на месте вашего мальчика, мне хочется плакать. Я чувствую злость, беспомощность. Мне хочется сбежать из этого места.

Чисто по-человечески становится очень понятно, почему ребёнок ненавидит школу.

И сколько ни занимайся с психологом, если ребёнок будет возвращаться в прежние условия, в его психическом состоянии мало что изменится. Это как обрабатывать ранку, лепить на неё пластырь, а потом идти в другое место, всё срывать и снова резать по больному.

Я бы рекомендовала вам походить с мальчиком на консультации к детскому игровому психологу, чтобы снизить последствия стресса. Чтобы психосоматические проявления не перешли в хронику, не повлияли на функционирование органов.

На нашем Портале есть контакты бесплатных психологических служб, куда вы можете обратиться:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Плюс, учебную мотивацию можно укреплять, поддерживая интересы ребёнка вне дома. Например, с помощью кружков, секций, квестов в музеях, интерактивных занятий и т.п.

Однако без изменений обстоятельств стресс у ребёнка не уменьшится. И учиться ему будет всё так же тяжело. Поэтому работа с тем, что происходит в школе, важна.

И вы можете продолжать обсуждать происходящее с учителями. Прямо говорить о том, как крик действует на вашего ребёнка. Результаты обследования мальчика есть у вас на руках, они могут служит прямым доказательством вашей правоты.

Можете идти в вышестоящие инстанции.

Можете поговорить со школьным психологом, попросить его помочь в том, что происходит (обычно эти специалисты есть в школах).

И стоит помнить, что иногда изменить обстоятельства не в наших силах. И тогда перед нами встаёт выбор: оставить всё как есть и иметь дело с последствиями (а вы уже с ними сталкиваетесь в состоянии мальчика), или пойти на риск, сменить школу, немного «переболеть» адаптацией, но всё же уберечь ребёнка от атмосферы, которая ему вредит.

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»