Вопрос специалисту

Как правильно настроить ребенка к оценкам?

Как правильно настроить ребенка к оценкам?

Добрый день! Прошу Вас подсказать, как правильно настроить ребенка к оценкам? Мы учились в обычной школе, успеваемость у дочери была хорошая. В этом году поменяли школу (лицей). Школа новая, всех детей набрали из разных школ. Уровень класса выше, чем мы привыкли. В классе собраны все отличники, многие из гимназий. В классе 30 девочек и 3 мальчика. 


Сейчас по программе лицея многие предметы изучаются углубленно, после обычной школы образовался пробел в знаниях, и это, конечно же, отразилось на оценках. Преподаватели дополнительно занимаются с теми, кто "не догоняет" программу, но текущие оценки ребенка не устраивают. Она привыкла радовать нас пятерками, и ей это нравилось.

На фоне этого возникает нервозность, неуверенность в себе, усталость. У нас, родителей, возникает чувство вины, что пришлось переехать и поменять школу. Как поддержать ребенка в такой ситуации? Какие слова лучше подобрать? Какие произведения литературы (кино, мультики) могут помочь взглянуть на эту проблему со стороны?

Здравствуйте. 
Казалось бы, ситуация очевидная: ребенок претерпевает этап адаптации. Возможно, сама острая фаза уже прошла, но тем не менее, система изменилась, а отсюда перемены. Но я о обратила в вашем письме внимание на некоторые пункты, которые могут иметь большое значение.
 
Первое это то, что вы говорите "мы". Первые годы жизни ребенка слияние с мамой - это абсолютно нормальное явление. Личность человека только формируется, психика дозревает. Но в три года появляется самосознание, и сепарация становится явным процессом. Сепарация - это такой процесс отделения ребенка от сначала матери, потом семьи, а также формирования его психологической зрелости, его становления как самостоятельной личности. Это значит, что по мере взросления, ребенок обретает все больше самостоятельности, все меньше зависим от мамы, от ее настроения и мнения, ребенок учится принимать свои решения и нести за них ответственность.

Приблизительно к 18 годам ребенок становится взрослым (в идеале) и сепарация заканчивается. Теперь отношения строятся не по принципу иерархии (ты маленький, я большой), а на равных (ты взрослый и я взрослый). Так вот, если сепарация сдерживается (ребенком или матерью), то происходят некоторые перекосы. Это может затрагивать волевую сферу, отношения и так далее.

Теперь к вашему вопросу. Вы пишите, что дочь "привыкла радовать нас пятерками". Важно трансформировать эту конструкцию. Даже если это нравилось ребенку. Важно сменить фокус внимания с "радовать вас" на "радовать себя". Сейчас может быть много сопротивления. Постарайтесь услышать. Ваша дочь никого не должна радовать и не должна соответствовать ничьим ожиданиям. Она может работать медленнее, что-то не понимать, где-то не успевать. И это нормально. И это важно ребенку разрешить. Но не на словах, а там внутри себя, где нет слов, есть только чувства. Позвольте дочери ошибаться. Вот только одна проблема. Сначала нужно разрешить это себе. Быть не в первых рядах, и даже иногда не во вторых. Большая работа, но именно это поможет и вам избавиться от чувства вины, и дочери от нервозности, усталости и неуверенности в себе. На нашем портале есть материалы на эту тему, рекомендую вам ознакомиться: Боязнь плохих оценок  синдром отличника


Чувство вины - это способ самого себя наказать, и как будто тем самым восстановить баланс в отношениях. Но это ловушка. Здоровые отношения восстанавливаются через прощение, решение и компенсацию, если это возможно. Подумайте, так ли вы виноваты в том, что ребенок не успевает по программе? А было ли у вас на момент принятия решения какая-то достойная альтернатива? Только оценивайте не из нынешних условий, а из тех, что были тогда. И тогда становится ясно, что ответственность за оценки ребенка лежит только на нем самом. Ваша задача в этом только оказать поддержку и дать опору в моменты, когда ребенку тяжело.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»