Вопрос специалисту
«Добрые перемены» помогают формированию безопасной среды для детей

«Добрые перемены» помогают формированию безопасной среды для детей


В Новосибирске, на базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья», в период с 2019 по 2020 годы осуществлялась программа по сопровождению детей, являющихся свидетелями домашнего насилия, и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье.

Детство – важный этап в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время — это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. К сожалению, в реальной жизни многие дети переживают насилие в семье, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.

В ситуации работы с детьми, пострадавшими от насилия, ни одна из традиционных моделей психологической помощи не работает по той причине, что все они предполагают добровольное обращение к психологу и наличие хотя бы минимального запроса. При работе с детьми и подростками ситуация принципиально иная: здесь, как правило, отсутствует даже подобие обращения за помощью.

Психолог оказывается в позиции, когда он вынужден навязывать свою помощь, а это не может привести к позитивному результату. Поэтому возникает потребность поиска особой модели психологической помощи, подходящей именно для этой ситуации.

Практическая значимость. Новизна программы.

Инновационные идеи программы — это, во-первых, установление контакта со всеми членами семьи, пострадавшими от жестокого обращения:

  • проведение скрининга детских коллективов относительно последствий домашнего насилия и выявление детей, требующих срочных коррекционных мер. Объективность оценки состояния каждого ребенка подкрепляется результатами наблюдений за группой несколькими специалистами: медицинским работником, воспитателем, социальным педагогом, педагогом – психологом:
  • параллельно программа предусматривает выявление родителей, нарушающих права своих детей, применяющих к ним физическое или психическое насилие, а также взаимодействие с родителями — проводится диагностика семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей

Во-вторых, программа наполнена терапевтическими техниками десенсибилизации, позволяющими оказать эффективную помощь ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье. При этом программа предъявляет определенные требования к специалисту-психологу – это умение использовать психогимнастики и активное слушание, умение работать с чувствами детей, знание закономерностей психофизиологии, владение методами арт-терапии. В рамках программы проводится сопровождение и восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.

В–третьих, программа предусматривает пролонгированную поддержку семей, прошедших курс реабилитации.

В-четвёртых, сопровождение детей и членов их семей проводится:

  • стационарно;
  • дистанционно (онлайн – консультирование, вебинар – семинары);
  • посредством организаций выездных семинаров, психологических тренингов на темы, направленных на формирование конструктивных моделей поведения в семейных конфликтах.

Целевая группа проекта

Детей, пострадавших от домашнего насилия, можно разделить на три группы:

  1. Дети, сами являющиеся жертвами жестокого обращения со стороны кого-либо из членов своей семьи.
  2. Дети, наблюдающие насилие над другими членами семьи, но сами не подвергающиеся насилию (имеется ввиду физическое или сексуальное насилие над детьми, так как психическое насилие в таких семьях будет присутствовать в любом случае).
  3. Дети, которые и наблюдают насилие над другими членами семьи, и испытывают его на себе. Очевидно, что эта группа детей будет страдать в наибольшей степени.

Учитывая необходимость реализации семейно – ориентированного подхода к оказанию эффективной помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье, к целевой группе также отнесены родители и ближайшее окружение детей.

Формы реализации программы:

Работа с детьми: социально – психологические тренинги, индивидуальных консультаций, занятий по гармонизации психоэмоционального состояния
Взаимодействие с семьёй: групповые и индивидуальные беседы, лектории,
Консультации и онлайн – консультации, вебинары, семинары.
Межведомственное взаимодействие: мероприятия программы проводятся в тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью, учреждениями, организациями, заинтересованными в данном вопросе. При необходимости ведется обмен информацией.

Этапы реализации программы

Диагностический этап.

С помощью применения психодиагностических методик по оценке уровня дезадаптированности (модифицированный вариант теста «Диагностика межличностных отношений в группе», тест «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая Версия», активные рисуночные методики, проективная методика. Диагностическая методика О.А. Ореховой и пр.) выявлены воспитанники, являющиеся свидетелями домашнего насилия и пострадавшие от жестокого обращения в семье. Определение уровня речевого развития ребёнка, перенёсшего жестокое обращение.

2. По результатам анкетирования и применения опросника Басса-Дарка выявляются родители, нарушающие права своих детей, применяющие к детям физическое или психическое насилие.

3. С помощью методики измерения родительских установок и реакций (РАRY) и применениея опросника эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия проводится диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

4. С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи происходит выявление воспитанников, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия.

Основной (реабилитационный) этап.

1. Создается карта индивидуального сопровождения семьи и комплекс мероприятий реабилитационной работы с семьёй: выбираются направления, формы и методы работы с несовершеннолетними и их окружением, составляется план работы с несовершеннолетними и членами их семей.

2. Проводятся мероприятия: по сопровождению семей-участниц программы, восполнению ресурсов семей, созданию новых и восстановлению позитивных контактов в семье; разрушению негативных внутрисемейных стереотипов.

3. Проводятся мероприятия: по гармонизации психоэмоционального состояния несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения:

4. Разработан алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения в семье, включающий ГАУ НСО "ЦСПСД "Семья", специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений. образовательные и медицинские учреждения, волонтёрское движение, Новосибирский Епархиальный отдел по духовному окормлению детей - инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, молодёжные и спортивные организации, включающий основные функции по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними.

Профилактический этап

Осуществлена пролонгированная поддержка ребенка и членов его семьи, прошедших курс реабилитации

Диагностический инструментарий программы

№ п/п Диагностический инструментарий Описание Ожидаемые результаты
1 Диагностика родительско-детских отношений. Новая версия. Методика включает в себя шкалы: особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; особенности общения и взаимодействия:
блок контроля; блок противоречивости/непротиворечивости отношений; доолнительные шкалы (удовлетворение потребностей)
Позволяет увидеть полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков
2 Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая версия (сетевая без ограничений) В данном блоке представлены 6 тестов, которые помогут выявить группы риска в подростковой среде. Определение личностных особенностей воспитанников с целью выбора наиболее эффективной стратегии коррекционной работы и программ психологического сопровождения
3 Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков.
4 Карты "Живые чувства" В наборе представлены карты из 65 чувств. Все карточки ламинированы и пригодны для постоянного использования в работе. Психодиагностическая методика позволяющая обратиться к чувствам, дифференцировать их и осознать.
5 Книга "Живые чувства" В книге представлен перечень из 65 чувств с подробным описанием каждого чувства и мини-рассказом о нем. Формат А5, мягкая обложка, 140 страниц. Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков.
6 Карты «Живые роли» В наборе представлен перечень из 75 ролей с подробным описанием каждой роли и мини-рассказом о нем. Все карточки напечатаны на плотном картоне и пригодны для постоянного использования в работе.
Применяется для исследования паттернов поведения, установок, непродуктивных сценариев. Набор карт позволяет за короткий срок установить взаимосвязь между собственными мыслями, чувствами и удовлетворенностью качеством жизни.
Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков, а также для применения в групповой работе.
7 Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки. Опросник состоит из 75 вопросов. Ответы оцениваются по 8 шкалам. Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
8 Набор картинного материала для обследования всех компонентов речи. В комплект входит набор различных карточек. С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи выявляются воспитанники, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия.
9 Комплект «Позитивная куклотерапия» В комплектацию входит:
Методическое руководство;
фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт);
базовый набор кукол (5 структурных архетипов):
Кукла Доля
Кукла Воля
Кукла Лада
Кукла Род
Кукла «Волшебный помощник»;
Рекламный CD «Иматон»;
Фирменная ручка «Иматон»;
Сертификат качества «Иматон»;
Регистрационный талон;
Гарантийная карта;
Коробка-футляр.
На диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни. Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Народная кукла несет в себе мощный ресурс, связанный с традиционными обрядовыми практиками, естественно поддерживающими человека традиционного общества в переходные и критические периоды жизни. Описанный в методическом руководстве опыт привлечения народной куклы в психотерапевтический процесс можно эффективно использовать для работы с детьми и подростками, при решении проблем в сфере детско-родительских отношений, в поддерживающей работе с кризисными состояниями, травмами и другими психологическими проблемами.

 

Техники, используемые при реализации программы

Техника Описание Используемые материалы и оборудование
Арт-терапия Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Любые доступные и безопасные изобразительные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, световой стол для аква-анимации, LЕD-панели, бумага, цветная бумага, комплект «Эбру», детский стол прямоугольный, регулируемый по высоте, стул детский регулируемый, музыкальный центр.
Песочная терапия Частный метод арт-терапии, использующий в качестве материала для творчества песок, базируется на аналитическом подходе К.Г. Юнга.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться
Деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо.
Сказкотерапия Техника, использующая сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.
Практическая значимость этой техники состоит в бессознательном определении и осознании внутриличностных проблем, мотивов поведения, желаний и перспектив, наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление препятствий (тревожности, страхов, низкой самооценки, агрессивного поведения) в развитии и поведении у детей и взрослых.
интерактивный стол SMART; бумага, канцелярия, пластилин, сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для снятия стресса «Дом Совы», наборы для сказкотерапии: «Что такое грусть», «Что такое любовь», «Что такое радость», «Система воспитания характера сказкой 5 в 1».
Куклотерапия Техника, использующая в качестве основного приема психокоррекционное воздействие куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.
Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции негативных эмоциональных состояний: повышенной тревожности, страхов, проявления агрессии.
Различные куклы, арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия», детский стол «Подкова».
Здоровьесберегающие техники
(аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, элементы кинезиологии)
Комплекс упражнений для активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья
(растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж), позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечные зажимы, снижают психомоторного напряжение, гармонизируют психоэмоциональное состояние.
Набор «Белометрикс», «Бизиборд», массажные кресла, мячи для лечебной физкультуры, массажные валики, мячики, музыкальный центр.
Игровая терапия Техника, использующая естественную потребность ребенка в игре, а также игровые ситуации в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много различных методик, которые выполняют две функции: диагностическую, при которой поведение ребенка в ситуации игры показывает модели, которые являются характерными для его специфических эмоциональных проблем и трудностей в социальном взаимодействии; лечение, при котором игровая обстановка обеспечивает терапевтический эффект. Игрушки для игровой терапии:
1. Набор игрушечного оружия для отреагирования и проработки агрессивных побуждений;
2. Транспорт;
3. Дикие и домашние животные;
4. Люди-представители разных профессий;
5. Солдатики;
6. Набор кукол для способствования полоролевой идентификации;
7. Игрушечная посуда и мебель.
Краски, фломастеры, карандаши, мелки, пластилин, бумага.

 

Используемые методики

Методика Используемые материалы Описание
Проективная методика Диагностическая методика О. А. Ореховой Диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Материал: лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Методика "Выбери нужное лицо". Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим.
Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков.

 

Материально – техническое обеспечение программы

Кроме вышеперечисленных материалов и оборудования, программа предполагает использование следующего материально – технического обеспечения:

№ п/п Оборудование Описание Применение
1 Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» Набор специальных инструментов. В стандартную комплектацию входит:
- Каркас Дома Совы (2,5х2,5х2,5 метра)
- Бревно
- Платформа
- Тоннель (длина - 2.3 м)
- Соволента (качели)
- Соволет Pro
- Маты и защита стоек
- Набор подвесов и карабинов
рекомендован для снятия стресса, использования при гиперактивности, тревожности, агрессии, нарушениях навыков общения и обучения, проблемах двигательной системы: неуклюжести, моторной неловкости, ДЦП лёгкой формы, задержки развития, аутистическом расстройстве.
2 Поле «Живые …» Поле размером 90х90 см (напечатано на плотном, прорезиненном, материале), который позволяет протирать поле влажной салфеткой.
Прилагается рабочая тетрадь для участника, тубус для хранения поля.
Поле предназначено для индивидуального консультирования и групповой работы
3 Набор «Что такое грусть» В комплект входит:
книжка со сказкой о крольчонке Робби;
плюшевая фигурка папы-кролика;
игрушка-эмоция в виде грустной слезинки с погремушкой внутри;
буклет с вариантами упражнений для детей разного возраста.
Расширение диапазона эмоций, знакомство с эмоцией «грусть», позволяет ребенку справиться с тяжелыми переживаниями.
4 Набор «Что такое любовь» В комплект входит:
книжка со сказкой о крольчонке Робби;
плюшевая фигурка мамы кролика;
игрушка-эмоция с погремушкой внутри.
Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих).
5 Набор «Что такое радость» В комплект входит:
книжка со сказкой о крольчонке Робби;
игровые задания;
игрушка-эмоция с погремушкой внутри
игрушка кролика Робби.
Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих).
6 Комплект «Уроки общения» В комплект входит:
15 авторских сценариев сказок; двусторонняя картонная ширма; книга с методическими рекомендациями по занятиям; 5 пальчиковых кукол-актёров.
Адаптация ребенка в новом обществе, развитие навыков сотрудничества, коммуникации, уверенного поведения.
7 Программа «Первые эмоции» В комплект входит: герой комплекта Робби и 5 игрушек-эмоций; книга «Почему ребёнок плачет и смеётся?»; 5 книг о главных эмоциях; набор карточек-историй; книга игр и заданий; онлайн-материалы. Для развития эмоционального интеллекта и гармонизации психоэмоционального состояния, снятия стресса, тревожности.
8 Комплект с персонализированными сказками «Система воспитания характера сказкой 5 в 1» Каждый комплект включает в себя набор сказок, книгу с рекомендациями, куклу-рукавичку и CD с аудио-версиями сказок.
  • для формирования у детей дружелюбия, честности, благородства; для избавления от страхов и капризов;
  • для развития любознательности, оригинальности и беглости мышления, логики;
  • для развития веры в себя, оптимизма, трудолюбия;
  • для развития решительности, смелости и умения поддержать близких.
9 Комплекс «Бизиборд» Доска, куб или домик с различными предметами, игрушками, инструментами. Для гармонизации психоэмоционального состояния, активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья.
10 Набор «Беламетрикс»   Для развития психомоторного благополучия и нормализации поведения ребенка, перенесшего психологическую травму.


По материалам открытых источников
Фото с сайта vk.com