Как вовлечь детей в самостоятельную деятельность

Как вовлечь детей в самостоятельную деятельность

Как вовлечь детей в самостоятельную деятельность


Самостоятельность – не просто бытовые навыки, это – решительность, уверенность в себе, пропуск в счастливую взрослую жизнь!

К сожалению, многие родители руководствуются правилом «все лучшее – детям». Они берут все заботы и хлопоты о ребенке в свои руки, даже если ему уже 7, 9, 14 и даже 16 лет.

Как вовлечь детей в самостоятельную жизнь

Захотите этого сами. В это сложно поверить, но несамостоятельные дети зачастую удобны. С ними можно сделать всё лучше и качественней – написать за него контрольную, нарисовать рисунок. А еще… можно всегда чувствовать себя нужным. Но задача родителей не в этом – нужно не просто «дать удочку, но и научить ей пользоваться».

Наберитесь терпения. Нельзя вдруг стать самостоятельным. «Прокачка» этого качества требует времени. Оно подобно семечке – сначала всходит, потом растет и крепнет.

Нельзя вдруг стать отличником. Нельзя вдруг получить первое место на соревнованиях. Чтобы добиться успехов, нужны регулярные тренировки, и родителям надо дать детям возможность тренироваться!

Начинайте как можно раньше. Самостоятельный ребенок – это тот, который делает сам всё, что ему под силу. Например, в год он сам ест кашу, в 4-5 лет самостоятельно одевается, убирает игрушки и даже помогает родителям по дому. Всё, что ребенок может делать самостоятельно, он должен делать сам.

Будьте готовы к дополнительным хлопотам: рассыпанному мусору, разлитой каше, разбитой посуде. Поверьте, они стоят того!

Мотивируйте! Воспитание самостоятельности требует от ребенка недюжинной силы воли, инициативности. Поддержите его! Любой новый опыт должен быть воспринят им примерно так: «Как здорово! Я тоже попробую!» Ребенок должен понимать, что он делает что-то важное.

Малыш не хочет собирать игрушки? Попробуйте предложить ему выступить в роли героя-спасателя, который кладет их на борт (в контейнер), потому что приближается грозная акула!

Самостоятельность должна стать необходимостью. Ребенок должен понимать: если он не сделает это сам – не соберется в школу, не вымоет пол – за него это никто не сделает. Отсюда вывод: ни в коем случае не торопитесь делать что-то за ребенка. Да, походит немного голодный, да, возможно, не сразу соберет все нужные учебники в школу – но он научится, точно научится! Чтобы сборы в школу или садик не были неприятными, просто заложите на них больше времени. Приучайте ребенка все, что можно, делать вечером.

Научите и помогите. Разумеется, нельзя просто сказать ребенку: «Итак, с завтрашнего дня ты всё делаешь сам». Учить самостоятельности нужно постепенно, идя от простого к сложному.

Лучше всего с детьми работает схема. Сначала я делаю, а ты смотришь. Потом делаешь ты, смотрю я. И конечная ступень – ты делаешь сам.

Подумайте, какой именно навык вы хотите отточить и создайте успешную среду для этого. Например, организуйте пространство так, чтобы у ребенка был доступ к одежде, чтобы в шкафу было предусмотрено место для обуви, чтобы в кухне, в ванной были безопасные для него аксессуары для готовки или уборки.

Минимум запретов. Когда ребенок маленький, важной оказывается не столько сама самостоятельность (ее правда сложно добиться в этом возрасте), сколько попытки к ней. Именно их и категорически не стоит подавлять! Строгое «нельзя» нужно использовать лишь тогда, когда жизни или здоровью ребенка что-то угрожает. В остальных случаях должно быть «можно». Не переживайте, что ребенок что-то испортит. Постоянные запреты и строгость воспитывают апатию и инфантильность. Дайте больше свободы. Даже самый маленький ребенок должен иметь вещи, которыми он вправе распоряжаться так, как хочет.

Расставьте границы правильно и справедливо. Например, в 14 лет – ты можешь выбрать себе одежду, прическу, когда идешь на прогулку с друзьями, но должен одеваться прилично, когда идешь в школу. Ты можешь украсить стены комнаты постерами, но должен уважать мой труд и убирать за собой со стола, мыть свою обувь и т.д.

Верьте в ребенка и хвалите его. Казалось бы, простой и понятный совет. Но и тут есть одно «но». Если вы будете твердить ребенку: «Ты самый лучший», «Как здорово у тебя все получается», но при этом не думать так, не доверять ребенку, он не вырастет ни самостоятельным, ни уверенным в себе человеком.

Позвольте ошибаться. Не пришёл, когда мама звала на обед, остался голодным до ужина. Не убрал за собой посуду, потом мыл уже «присохшую», потратил в два раза больше времени… Из-за таких случаев отношения с родителями не пострадают. Ребенок получает обратную связь от своих действий и учится делать правильные выводы.

Ребенку 7 лет, и он учится накрывать на стол? Не заменяйте всю посуду на пластмассовую. Просто скажите, что стекло – очень хрупкое. Да, иногда он все-таки разобьет стакан и, может быть, даже порежется, но получит урок, который усвоит гораздо лучше «словесного».

Спрашивайте мнение ребенка. Давайте ему право выбора. «Какие фрукты купить в магазине»? «Какую одежду стоит надеть сегодня?» «Взять с собой зонтик или нет?». Такие вопросы подчеркивают значимость ребенка, важность его мнения, учат его принимать решения и, конечно, становиться более самостоятельным.

Формирование образа ребенка. Доказано, каким мы видим своего ребенка, таким он видит себя, таким видят его другие, таким он становится. Формируйте образ самостоятельного ребенка, обязательно подкрепляя его похвалой «Сегодня учительница звонила. Она сказала, что ты один из всего класса сделал доклад! А я про него даже и не знала. Какой же ты у меня самостоятельный!»

Позволяйте распоряжаться карманными деньгами. Разумеется, в пределах разумного. Не стоит давать в свободное распоряжение все подарочные деньги, которые заботливо дали бабушка, дедушка, тетя, дядя. А вот небольшие суммы можно давать регулярно. При этом предупредить: «Если научишься распоряжаться деньгами разумно, мы немного увеличим сумму карманных денег». Так он сможет получить бесценный опыт, который научит его отвечать за свой выбор.

Заведите питомца. Если ребенку больше 5 лет, можно завести питомца. Это может быть хомячок или аквариумные рыбки. Главное – научить ребенка регулярно о нем заботиться.

Самостоятельность – это лучшее «наследство», которое мы, родители, можем передать своим детям. Для этого нужно не так много – терпение, любовь и способность видеть в своем ребенке личность.

Напоминаем: в Семейных МФЦ специалисты готовы оказывать помощь семьям в различных ситуациях, в частности, в вопросах воспитания и образования.

Соня Шевченко

психолог, автор статей для профессиональных изданий

Фото с сайта 158-krasnoyarsk

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.
Пройти тест