Вопрос специалисту
Воспитание свободой: о методе Монтессори

Воспитание свободой: о методе Монтессори

Воспитание свободой: о методе Монтессори


«Помоги мне сделать это самому!» - вот уже более ста лет в разных уголках мира этот призыв является символом детских садов и центров, работающих по методике Марии Монтессори. Педагогический метод, созданный итальянским врачом и педагогом на рубеже 19-20 веков, не только не теряет своей актуальности в веке нынешнем, но и является одним из самых востребованных в современных реалиях. 
Главная особенность педагогики Монтессори в ее отношении к ребенку как к индивидуальной личности. Монтессори родители и педагоги верят, что каждый ребенок неповторим и талантлив от природы и развивается согласно своему внутреннему плану. Каждый ребенок имеет право на свободный выбор и собственные интересы. 
Важнейшие элементы Монтессори педагогики неизменны и являются ее уникальными отличительными чертами. Стандарты Монтессори образования задает Международная ассоциация Монтессори педагогов (AMI), созданная в 1929 году автором методики. В этой статье мы рассмотрим основные черты Монтессори педагогики, без которых невозможно полноценное и гармоничное развитие ребенка в духе свободного воспитания. 

Итак, Монтессори педагогика это:
 
1. Специально подготовленная и оборудованная развивающая среда. 
Для класса Монтессори обычно используют просторное помещение, где вдоль стен располагаются низкие полки, на которых расположены методические материалы. Вся учебная среда разделяется на зоны – практической жизни, сенсорики, математики, русского языка и космического воспитания. Каждая из зон оборудована соответствующими материалами. Правильно подготовленная среда способствует развитию личности и самостоятельности. Успех достигается посредством предоставленных ребенку свобод: 

Свобода движений. 
В Монтессори среде дети не сидят за партами или на стульях (только если сами этого не пожелают), они все время перемещаются по классу. Выбрав занятие, они располагаются за столом или на коврике на полу. Свободное движение – это потребность, заложенная в ребенке самой природой. Только свободно двигаясь, дети способны постоянно искать и находить для себя интересные и познавательные материалы и занятия. Не ограниченные пространством и временем дети с большим рвением погружаются в выбранную ими деятельность. Кроме того, свобода движений и деятельности располагает к социальным контактам. 

Свобода выбора деятельности. 
Каждый ребенок сам выбирает себе занятие, а также количество времени, которое этому занятию уделит. Случается, что ребенок весь день слоняется без дела, а бывает, что интересных упражнений настолько много, что он не успевает закончить их. Но только ребенок может решить будет ли он завершать свою работу или же оставит ее на завтра. Свобода выбора побуждает у ребенка внутреннюю мотивацию выбирать материалы, которые соответствуют его потребностям, и удовлетворять их. Внутренняя мотивация – это ключ к успешному обучению. 

Свобода повторений. 
Ребенок сам решает сколько раз ему требуется повторить то или иное действие или упражнение. Зачастую дети готовы несколько раз в день браться за то дело, которое у них получается хорошо или то, которое, наконец, получилось после долгих усилий. Повторяя, ребенок развивает выдержку и концентрацию внимания, а также чувство уверенности в своих силах. 

Свобода выражения чувств. 
У каждого ребенка есть потребность выражать свои чувства и мысли, чтобы развивать речь. Также у каждого ребенка есть желание быть услышанным. Осознавая, что его чувства имеют значение и, обладая возможностью поделиться своими эмоциями в любой момент, ребенок становится более уверенным в себе, а также проявляет внимание и сочувствие к другим людям. 

Свобода социальных контактов. 
Дети любят решать свои проблемы самостоятельно, хотя взрослые довольно часто вмешиваются в этот процесс. Дети спонтанно стремятся помогать друг другу, сотрудничают, учатся уважать чужой труд. Имея возможность свободно двигаться, дети объединяются в группы по интересам, делятся друг с другом своими достижениями, помогают друг другу. В свободной среде у детей обостряется чувства справедливости и взаимопомощи. 

Таким образом, Монтессори среда дает детям право распоряжаться своей свободой, в результате чего они становятся независимыми личностями, надежными и ответственными за свои поступки. Несмотря на это, свобода в Монтессори среде вовсе не безгранична. Ее границы создаются извне, и ребенок чувствует их. Зачастую такие границы дети устанавливают сами. Любой ребенок хочет, чтобы ему не мешали работать, не трогали его личные вещи, уважали его право на уединение. Тем самым и определяется свобода в Монтессори классе – делай, что хочешь, но не мешай другим. Свобода, ограниченная такими рамками, быстрее ведет к пониманию жизни. 
Свободная работа в Монтессори среде – это не только выбор деятельности по своему уразумению, это также и самостоятельное обслуживание себя в обычных бытовых вопросах. Приходя утром в сад, дети сами переодеваются, моют руки, во время обеда сами накрывают на стол и накладывают еду, сами поддерживают чистоту в классе. 

2. Уникальный Монтессори материал. 
Монтессори материал хорошо узнаваем и стал буквально визитной карточкой методики. Обычно - это качественные деревянные пособия, лаконичные и окрашенные в естественные цвета. Каждое пособие разработано с учётом потребностей ребенка и в полной мере удовлетворяет их. 
Одно из главных свойств Монтессори материала – побуждение к деятельности. Все материалы в Монтессори классе обычно расставлены на открытых полках. Дети имеют возможность брать все, что пожелают в любой момент. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними. Как правило, когда ребенок берет материал в первый раз, педагог проводит презентацию, с помощью которой демонстрирует, как работать с ним. 
Одна из важнейших особенности Монтессори материалов – это контроль ошибок, заложенный в них, что позволяет ребенку самостоятельно понять – здесь что-то не верно, не совпадает. Таким образом, дети могут заниматься без прямого вмешательства взрослого. Если ошибка повторятся, и ребенок не замечает ее, учитель только лишь еще раз показывает, как работать с материалом, и со временем ошибка уходит сама собой. 
Как только дети начинают понимать принцип контроля ошибок, они становятся независимыми от взрослых в своей работе, а также в состоянии самостоятельно оценить, насколько хорошо или плохо они выполнили очередное упражнение. Тем самым, дети не зависят от оценок других людей, а более сконцентрированы на собственном удовлетворении от работы. 
Все материалы в среде Монтессори расположены на полках таким образом, чтобы ребенок мог выбирать упражнения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Дети довольно быстро улавливают смысл этого порядка и могут сами планировать выбор упражнений независимо от предложений взрослого. 
У каждого материала есть в среде свое место, обычно они располагаются на отдельных подносах, чтобы их удобно было переносить. Педагоги всегда следят за тем, чтобы материалы были чистыми, полностью укомплектованными и в хорошем состоянии. Тогда дети осознают смысл бережного обращения с ними и сами стремятся к аккуратности и порядку. 
Все материалы в Монтессори классе представлены в единственном экземпляре. Такой принцип развивает социальные контакты детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс. Также тем самым вызывается интерес детей к сложным материалам. Ведь часто ребенка больше интересует то, что есть у другого. 
Наибольшей эффективности работа с материалом достигает тогда, когда рядом находится педагог, вооруженный точными знаниями о работе с ним и готовый всегда прийти на помощь. 

3. Специально обученные педагоги выполняют в Монтессори среде роль активных наблюдателей и помощников. 
Их не называют воспитателями, более точный термин предлагала сама Монтессори – взрослый-наставник. 
Мария Монтессори предъявляла высокие требования к внешнему виду, манере речи и поведению педагога. Взрослый – это образец для ребенка и должен следить за собой, и по возможности корректировать свое поведение, признавать ошибки. 
Главное отличие Монтессори учителя от учителей обычных школ – это его внешняя отрешенность от процесса свободной работы ребенка. По большей части учителя наблюдают за детьми, отмечают их выбор, делают пометки и записи. Затем на основе этих записей составляют дневники наблюдений, определяют интересы и склонности ребенка. Тем самым учитель Монтессори ведет своего рода исследовательскую работу. Роль педагога также заключается в правильном и своевременном предложении той или иной деятельности и соответствующего материала, проведении презентаций работы с пособиями. 
Важнейшее знание, которым обладают Монтессори педагоги – это теория сензитивности. Сензитивные периоды – это одно из главных научных открытий Марии Монтессори. Суть теории сводится к тому, что в возрасте от рождения до семи лет каждый ребенок проживает несколько этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии (речи, физического развития, сенсорики, чувства порядка, интереса к мелким предметам и социального развития). В каждый из периодов ребенок учится новым умениям легко и свободно. Очень важно, чтобы в эти довольно короткие этапы ребенок имел возможность в полной мере развить в себе соответствующее умение, а возможно это только посредством постоянного наблюдения за свободной работой ребенка, выявления его интересов и наклонностей. 

4. Разновозрастные группы. 
В классическом виде сады Монтессори – это группы для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Идеальный возраст для поступления ребенка в детский сад Монтессори – 2,5-3 года. В этом возрасте ребенок уже не так привязан к матери, имеет навыки самообслуживания и сможет прожить в Монтессори среде все важные стадии своего развития до 6-7 лет. После чего Монтессори метод предлагает организованные по тем же принципам начальные школы Монтессори, где учатся дети от 6 до 12 лет. 
Разновозрастные группы представляют идеальные условия для развития самостоятельности, самосознания и демократического поведения. Здесь старшие дети помогают младшим, берут на себя ответственность, подсказывают, обучают. Малыши наблюдают за деятельностью старших, подражают им. В связи с чем, в разновозрастных группах на порядок меньше поводов для конкуренции и конфликтов. Здесь дети самостоятельно решают свои общие проблемы, чувствуют ответственность за свои поступки, стремятся быть справедливыми. 

Таким образом, Монтессори педагогика представляет собой не только педагогическую систему, но и определенный философский взгляд на природу детства. И если родители выбирают для своих детей метод воспитания и обучения, основанный на свободе выбора и уважения к личности ребенка, то эти принципы прочно войдут в традиции семьи и останутся с ребенком на протяжении всей его жизни.

Виктория Виноградова