Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

У ребёнка должна быть надежда

В свое время слову «надежда» французский писатель Шатобриан дал такую трактовку: «надежда – это кормилица несчастных, приставленная к человечеству, как нежная мать к своему больному детищу, качает его на своих руках, подносит к своей неиссякаемой груди и поит его молоком, утоляющим его скорби». Именно поэтому областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Задонска Липецкой области назвали - «Надежда», и уже много лет центр дарит надежду всем нуждающимся. Да и эмблема у центра красивая и многоговорящая: земной шар в руках ребенка.
 
Основная задача центра - обеспечивать социальную реабилитацию несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, и предоставлять им условия для проживания, способствовать выявлению и устранению причин их социальной дезадаптации. Опытные специалисты центра помогают несовершеннолетним в восстановлении их социального статуса по месту учебы и жительства, среди сверстников, ;способствуют возвращению в семьи, оказывая при этом социально-психологическую помощь не только своим подопечным, но и их родителям, близким родственникам, с которыми у детей возникли напряженные отношения.
 
В Задонском социально-реабилитационном центре находятся дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или находятся в местах лишения свободы, многодетных и малообеспеченных семей, и даже из нормальных приемных семей, но с нарушенными детско-родительскими отношениями. В отношении всех детей, которые попадают в центр, можно сказать, что они перенесли различные психологические травмы, связанные с жестоким обращением: физическое насилие, сексуальное, эмоциональное, а также пренебрежение нуждами ребенка.
 
Некоторые из них, помимо этого, являлись свидетелями домашнего насилия (нападения одного из родителей на другого), другие теряли кого-то из близких членов семьи, третьи оказывались в ситуации угрозы жизни, своей и близких (пожары, нападения и т.д.). Дополнительные серьезные травмы часто усугубляют уже существующие проблемы. Поэтому, основной мишенью работы психолога с воспитанниками являются последствия, как отдельных травмирующих событий, так и обусловленные психотравмирующими условиями жизни. Конечно, переживание детьми травматических событий происходит по-разному и может сильно отличаться по длительности, остроте, последствиям. Но, все же, эти переживания способствуют нарушению общения и сниженной самооценке и могут оказывать влияние на все сферы жизни ребенка:
 
  •  в физическом плане – задержки развития, соматические заболевания, энурез, энкопрез;
  •  в когнитивном – снижение продуктивности, нарушения памяти, трудности сосредоточения внимания, неправильные представления о травме, себе и окружающих («Я такой плохой, что заслуживаю, чтоб меня били!»);
  •  в эмоциональном – переживание большого количества негативных эмоций, таких как страх, гнев, стыд, вина и др., которые могут быть постоянными или возникающими время от времени;
  •  в поведенческом – нарушение социальных норм, агрессия или выраженная неуверенность, уходы из дома, прогулы в школе, самоповреждающее поведение, употребление психоактивных веществ и др.
 
Разрешение этих проблем требует отработки травматического опыта, с одной стороны, и нормализации повседневной жизни ребенка (стабильное, безопасное, поддерживающее окружение, помощь в преодолении актуальных трудностей), с другой стороны. Отработка травматического опыта ребенка осуществляется на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, а также на групповых занятиях с элементами тренинга. Кроме этого, для воспитанников регулярно устраивают праздники, проводят различные мероприятия, которые помогают социально реабилитировать ребят.
 
Чтобы полноценно реабилитировать детей, в центре функционируют шесть отделений:
 
  • социально-правовой помощи;
  • диагностики и социальной дезадаптации;
  • приемное;
  • реализации социально-реабилитационных программ;
  • организации перевозок несовершеннолетних;
  • аналитическое научно-методическое.
 
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту законных прав и интересов несовершеннолетних. Специалисты социально-правовой помощи оформляют документацию, защищают права не только детей, но и семьи несовершеннолетних, занимаются дальнейшим жизнеустройством воспитанников.
 
Специалисты отделения диагностики и социальной дезадаптации несовершеннолетних всесторонне анализируют жизненную ситуацию воспитанника, направленного в Центр для оказания максимальной помощи ребенку. Здесь выявляются причины социальной дезадаптации несовершеннолетнего, определяется оптимальная форма помощи ребенку и его семье. Воспитаннику подбирается индивидуальная программа социальной реабилитации, которая в дальнейшем реализуется в стационаре.
 
В отделение реализации социально-реабилитационных программ ребенок проходит основной курс социальной реабилитации. Условия проживания для детей максимально приближены к домашним. Психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие специалисты центра проводят реабилитацию воспитанников по индивидуальным и групповым программам, разработанным специально для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стараясь сохранить при этом их психическое и физическое здоровье. Воспитанникам оказывается помощь в решении проблем, связанных с возвращением их в мир своих сверстников, в преодолении страхов и тревог. Здесь учат жить нормальной полноценной жизнью, придавая уверенности в своих силах. Каждый ребенок, согласно Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка реализует свое право на образование. Дети посещают школу, учреждения дополнительного образования.
 
Аналитическое научно-методическое отделение изучает опыт работы центра «Надежда» и других центров Липецкой области, обобщает его и распространяет. А так же исследует опыт работы центров других регионов для возможности его применения в деятельности, связанной с улучшением процесса социальной реабилитации несовершеннолетних.
 
Но самое главное отделение - приёмное, поэтому и работает оно круглосуточно. Здесь всегда в любое время суток готовы принять ребёнка с его любыми проблемами. С первых минут пребывания ребенок получает помощь психолога, доврачебную помощь. И именно в приемном отделении проводится первичная социальная диагностика для уточнения ситуации, в которую попал несовершеннолетний. Именно здесь детям первым делом возвращают эмоциональный и душевный комфорт – то, чего им, увы, так сильно не хватает в их родных домах.