Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Серьезный, но добрый наставник

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» города Рыбинска не просто центр, но и первая в Ярославской области экспериментальная площадка по работе с семьёй, где помогают не только детям, родителям, но и оказывают методическую поддержку психологам и педагогам.
 
В начале 90-х годов психолог Геннадий Савин (сегодня директор центра) провёл опрос 1200 детей Рыбинска и, выяснил, насколько сильно они нуждаются в грамотной и своевременной консультации специалиста. Чтобы ребята могли получать такую помощь Геннадий Ильич убедил городские власти в необходимости создания в Рыбинске службы скорой социально-психологической помощи.
 
«Начав с телефона доверия, который работает у нас до сих пор, и штата, состоявшего из трёх сотрудников, мы за эти годы заметно «подросли», – рассказывает Геннадий Савин. – Сегодня наш центр – это многопрофильное учреждение. Более двухсот специалистов самого высокого профессионального уровня – психологов, социальных работников и педагогов, учителей-дефектологов, логопедов, психотерапевтов, врачей – готовы прийти на помощь любому обратившемуся к нам человеку, и если говорить о статистике, то за год этих обращений насчитывается более двадцати тысяч».
 
Сейчас в «Свече» работают более пятидесяти человек: специалисты – психологи, воспитатели, учителя-дефектологи, инструкторы по труду и физкультуре, социальные работники и обслуживающий персонал – повара, уборщицы, прачка. Труд всех этих людей направлен на главный результат – помочь ребёнку. Поэтому «Наставник» – один из немногих центров России, где работа строится по принципу комплексного подхода к решению проблемы. Сегодня структуру центра составляют 7 отделений:
 
  1. Приемное отделение;
  2. Стационарное отделение «Свеча»;
  3. Стационарное отделение «Убежище»;
  4. Отделение помощи семье и детям;
  5. Отделение диагностики и социальной реабилитации;
  6. Отделение семейно-воспитательных групп; День подростка
  7. Методическое отделение.
 
Более других на слуху два приёмно-реабилитационных отделения – «Свеча» и «Убежище» – в которых дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут временно проживать, получая социальную, психологическую, педагогическую, любую помощь вплоть до того момента, пока окончательно не решится их судьба – от возвращения в родную семью, устройства в семейно-воспитательную группу и до определения – через лишение родителей родительских прав – в приёмную семью или детский дом.
 
Приёмно-реабилитационное отделение «Свеча» занимается социальной реабилитацией детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет и может принят сразу 37 воспитанников. Это не считая отделения дневного пребывания, куда малышей приводят как в детский сад. Эти «детсадовцы», как правило, из неполных, малообеспеченных семей, чьи одинокие мамы по своему материальному достатку не могут устроить ребёнка в обычное дошкольное учреждение.
 
Основные задачи отделения:
 
  • cодержание в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  • оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие несовершеннолетних в семьи;
  • разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков.
 
В стационарное отделение «Убежище» работают социальные педагоги; педагоги-психологи; воспитатели; врач; медицинские сестры; инструктор по труду; инструктор по физкультуре; библиотекарь. Цель деятельности отделения: оказание социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И функции у отделения очень важные:
 
  • организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
  • оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних в восстановлении их социальной роли в коллективе сверстников по месту учебы, работы; снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения.
  • содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
  • включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами.
 
Не менее важны и другие отделения центра. Так в «Отделение помощи семье и детям» помогают семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, им содействуют в реализации своих прав и законных интересов, а так же в улучшении их социального статуса и психологического состояния. Деятельность отделения осуществляется по нескольким направлениям: просветительское, профилактическое, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее.
 
В «Отделение диагностики и социальной реабилитации» проводится социальная диагностика и коррекция социальной дезадаптации несовершеннолетних. Задачи отделения: выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних и их семей; организация социального и психологического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации несовершеннолетних и их семей; формирование у дезадаптированных детей, подростков и их семей социальной ответственности; разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, включающих комплекс мероприятий, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; восстановление утраченных связей дезадаптированных несовершеннолетних с семьей, школой, ближайшим окружением; формирование у дезадаптированных детей, подростков и их семей социальной ответственности; организация комплекса мероприятий направленных на профилактику семейного неблагополучия.
 
А цель отделения «Семейно-воспитательных групп» сопровождение кровной семьи и семейно-воспитательной группы, оказание адресной медико-психолого-педагогической помощи. В отделение формируют базы данных претендентов на должность воспитателя в семейно-воспитательной группе; готовят и обучают воспитателей семейно-воспитательных групп; осуществляют над ребенком, проживающим в семейно-воспитательной группе, постоянный психолого-педагогический и социальной патронаж контролируют исполнение воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику и рекомендаций специалистов; осуществляют взаимосвязи и сотрудничество с государственными муниципальными структурами, которые работают с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
 
Совокупность действий специалистов всех отделений позволяет предоставить детям и подросткам полноценную помощь, а именно в центре «Наставник» дети получают:
 
  • социально-психологическую помощь в тяжелых эмоциональных состояниях;
  • проводятся коррекционные курсы для несовершеннолетних;
  • социально-правовую помощь, защиту прав и интересов;
  • осуществляется профдиагностика и профориентация несовершеннолетних;
  • предоставляется возможность временного проживания.
 
И что немаловажно, абсолютно все услуги, консультации и пребывание детей в любых отделениях «Наставника» бесплатны.
 
«Далеко не все дети, попадающие в «Свечу», из неблагополучных семей. Для многих ребят среднего и старшего школьного возраста единственной причиной, по которой они временно здесь проживают, является… их собственное нежелание учиться, – рассказывает специалист центра «Наставник» Юлия Смирнова. - С каждым ребёнком педагоги занимаются индивидуально по всем предметам, что даёт возможность ликвидировать любые пробелы в знаниях. Когда вместо двоек и обвинений в собственной тупости ребёнок вдруг слышит похвалу и начинает разбираться в том, что раньше для него было «тёмным лесом», плечики у такого ученика расправляются, растёт его самооценка. В итоге со справкой о прохождении того или иного курса, с выставленными оценками он возвращается в родную школу и проходит аттестацию по всем предметам. Но, к сожалению, для большинства обитателей «Свечи» трудности с учёбой – не самые насущные. До сих пор все педагоги центра вспоминают мальчишечку, которого иначе, как Маугли, никто и не называл. До своего появления в «Свече» пацанёнок жил, если можно так это назвать, … в собачьей будке. И мы его не только отмыли. Он выправился, и первый класс, даже закончил с похвальной грамотой».
 
К слову, качественную помощь в центре получают не только дети и подростки, но и взрослые. Несмотря на то, что в самом названии «Наставника» оговорены возрастные рамки настоящих и будущих подопечных – центр для несовершеннолетних, – за советом и помощью сюда идут все, кто в них нуждается.
 
В «Наставнике» считают, что главная задача центра заключается в том, чтобы решить проблему ребёнка в комплексе, попытаться выявить и устранить причины, приведшие к конфликту. Именно поэтому в поле зрения специалистов оказываются и родители ребёнка, у которого возникли те или иные проблемы, и бабушки с дедушками, и соседи, и школьные учителя, и всё его окружение.
 
Родители (и другие люди из близкого окружения ребёнка) могут получить помощь по следующим направлениям:
 
  • психологическая помощь в тяжелых эмоциональных ситуациях;
  • медико-психологическое сопровождение по проблемам алкогольной и наркозависимости;
  • юридическая помощь семье;
  • диагностика и коррекция нарушений детско-родительских отношений;
  • социальное патронирование проблемных семей.
 
Перенять опыт специалистов центра «Наставник» можно в методическом отделение. Его целью является не только методического обеспечения подразделений, но и повышение уровеня профессионального мастерства специалистов. В отделение дают экспертную оценку нововведений, опытно-экспериментальных программ педагогов, обобщают и распространяют передовой опыт и научные разработки.
 
Для обучающихся в центре педагогических работников методический отдел проводит:
 
  • обучающие семинары;
  • тренинги личностного и профессионального роста;
  • индивидуальные консультации по интересующим вопросам;
  • социологические исследования.
 
…Примем, поймём, поможем – в этих трёх простых словах сформулирован весь принцип деятельности работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник». Поэтому ребята Рыбинска могут быть уверены, что в трудную минуту здесь их ждут настоящие профессионалы и просто добрые люди, готовые принять, понять и помочь, ничего не требуя взамен.