Календарь событий
< Декабрь 2016 >
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Службы психологической помощи
Instagram

Центр «Наш солнечный мир»: программы, методики, проекты

"Наш солнечный мир" - это содружество детей и взрослых. Детей, которым в силу серьёзных проблем со здоровьем непросто жить в нашем мире, и взрослых, для которых помощь таким детям стала делом жизни. 
Подопечные центра – более 260 детей, подростков и молодых людей, страдающие такими заболеваниями как ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), различные формы умственной отсталости, генетические нарушения (в том числе синдром Дауна), двигательные нарушения и др. 
Специалистами центра разработана уникальная программа комплексной реабилитации, опирающаяся на авторские методики. 
В основе программы лежит принципиальное положение об абсолютной ценности каждого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей, а единственным критерием "нормы" является возможность адекватного индивидуального развития ребенка в реальной окружающей среде. 

Круглогодичный реабилитационный процесс, включает в себя: 
  • индивидуальные занятия со специалистами по сомато-сенсорной терапии, кинезотерапии, дефектологии и логопедии, продуктивной деятельности и арттерапии, по поведенческой терапии с элементами АВА, музыкотерапии, альтернативным методам коммуникации (компьютер); 
  • игротерапию (индивидуальные занятия и фольклорные игровые группы);  
  • различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой); 
  • мастерские традиционных ремесел (керамическая, ткаческая, столярная) и творческие студии (живописи и музыкальная); 
  • лечебную верховую езду и инвалидный конный спорт; 
  • оздоровительный массаж, адаптивную физкультуру и занятия спортом;  
  • социальный проект и интеграционный клуб для подростков с ограниченными возможностями здоровья;  
  • специальную программу занятий с родителями; 
  • интенсивный реабилитационный курс в загородном интеграционном лагере летом. 
В рамках учебно-методической базы:  
  • работает научно-методический клуб (круглые столы, семинары, тренинги для специалистов-реабилитологов из Москвы и других регионов);  
  • проводятся исследования, разрабатывается методическая литература по проблемам развития и реабилитации. 

Методики

Сомато-сенсорная терапия 
С 1995 года в центре "Наш солнечный мир" разрабатывается и применяется в реабилитационной практике методика коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра. Это уникальная авторская методика, разработанная руководителем реабилитационной программы "Нашего Солнечного Мира" И.Л.Шпицбергом. Она позволяет в существенной степени восстановить дефицит нормального восприятия и значительно улучшить процесс взаимодействия ребенка-аутиста с окружающим миром. 
В результате занятий наблюдается снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение процессов подражания, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Вследствие этого значительно повышается успешность занятий с дефектологами, логопедами и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики. 
За 15 лет применения метод позволил многим детям улучшить их возможности восприятия вплоть до возможности адекватного существования в "здоровом" социуме. 
В 2005 году метод был представлен на конференции памяти К.С.Лебединской в Институте Коррекционной Педагогики Академии образования (г. Москва). 

Иппотерапия 
Иппотерапия (дословно – лечение с помощью лошади) широко применяется по всему миру для реабилитации и лечения самых разных заболеваний – от нарушения осанки, переломов позвоночника до сложных патологических состояний психики (аутизм, шизофрения). 
За 20 лет использования в России метод претерпел серьезные изменения: появилось множество методических разработок как в области применения иппотерапии при конкретных заболеваниях, так и в техническом оснащении занятий. В настоящий момент центр является основной методической и практической базой "Национальной Федерации Лечебной Верховой езды и ИКС". На базе ежегодно проходит первичное обучение инструкторов по ЛВЕ и курсы повышения квалификации. 

Показаниями для использования иппотерапии являются: 
  • детский цребральный паралич 
  • умственная отсталость, в том числе синдром Дауна 
  • ранний детский аутизм- шизофрения и другие расстройства психики 
  • задержка психического и психоречевого развития 
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью 
  • рассеянный склероз
  • нарушения осанки 

Противопоказания: 
Эпилепсия. 

Как проходят занятия? 
Продолжительность занятия – 30 минут (включая посадку и кормление лошади). Занятие ведет сертифицированный инструктор ЛВЕ, который при участии невропатолога составляет индивидуальный план занятия и вносит в него коррективы. Все инструкторы ЛВЕ в НСМ имеют в/о или незаконченное в/о в одной из следующих областей: неврология, педиатрия, психология, логопедия, дефектология, ЛФК и др. 
После осмотра за ребенком закрепляется один или два инструктора, которые его курируют. Однако в случае болезни или перехода ребенка на другое время его может взять другой инструктор, так как программа занятия в письменном виде хранится в отделении и доступна коллегам. 

Форма занятия
С самыми маленькими пациентами, а также с детьми, которые не сидят самостоятельно, инструктор садится на лошадь вдвоем с ребенком и их безопасность обеспечивают один или два помощника. В индивидуальном занятии участвуют, как правило, инструктор, коновод и помощник. В групповом занятии участвуют коноводы и помощники, инструктор не осуществляет непосредственную страховку, а ведет занятие. 
Во время ЛВЕ инструктор обеспечивает страховку, коновод ведет лошадь. Если ребенок занимается спортом, инструктор либо ведет занятие самостоятельно, либо пользуется помощью коновода. 

Логопед и дефектолог 
Непременным условием существования в обществе для ребенка являются общение и взаимодействие. Поэтому основной задачей логопедического и дефектологического направления работы центра является развитие средств общения и взаимодействия у ребенка. 
В работе используются как общеизвестные методики, так и авторские разработки. 
Программа для каждого ребенка составляется индивидуально. 
Направление охватывает очень широкий возрастной и уровневый диапазон работы с детьми, начиная от самых маленьких (довербальное общение, начатки речи) до подростков с проблемами в связной речи, специфическими ошибками и стереотипиями построения фраз, дислексией и дисграфией, а также суженными представлениями об окружающем мире, несформированном логическом мышлении. 
На занятии организуется речевая и игровая среда, адекватная уровню развития ребенка, находясь в которой малыш учится наблюдать, подражать, вступать в диалог (вербальный или невербальный), активно участвовать в разных видах деятельности. Тем самым развивая свою речь и мышление. 
Для детей, уже способных пользоваться речью программа усложняется. Наряду с классическими приемами развития речи используются задания, развивающие личностные, волевые качества, подражательные и творческие способности, мышление и воображение. 
Из-за специфики восприятия многие дети испытывают трудности в обучении общешкольным навыкам. Поэтому специалисты центра работают над чтением, письмом и счетом, используя приемы, повышающие мотивацию ребенка, ускоряющие автоматизацию этих навыков и умений. 
Особое значение в развитии речи и мышления малыша имеет помощь родителей, поэтому специалисты дают подробные рекомендации и задания для закрепления навыков вне занятия.

Поведенческая терапия (АВА) 
Направление поведенческой терапии – АВА- ищет взаимосвязь между поведением и влияющими на него факторами в окружающей среде, с тем, чтобы, изменяя данные факторы, изменить поведение. 
Для АВА абсолютно не важно, как называется то или иное поведение - "эхолалия", "галлюцинации", "симптом аутизма", или как-нибудь еще. Главное - это то, что поведение существует - его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить, какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы для достижения желаемого результата. 
Занятия по коррекции поведения направлены на формирование у ребенка осмысленных моделей поведения и/или на создание положительных схем взамен отрицательных. 
Выстраивается структура занятия, выполняется обучение работе с расписанием. Ребенок обучается построению диалога доступным для него способом. 

Музыкальная терапия 
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Давно известно, что музыка оказывает стимулирующее действие на настроение и эмоции человека. Весьма сильное влияние музыка оказывает на детей с особенностями развития. Для каждого ребенка занятия составляются индивидуально, с учетом его личностных и возрастных особенностей. 
На занятиях устанавливается доверительный контакт – дети смотрят педагогу в глаза, радуются при звуках любимой мелодии, вместе играют на музыкальных инструментах, совместно с педагогом танцуют под ритмичную музыку, что способствует развитию внимания, памяти, чувства ритма, координации и точности движений, улучшению социальных взаимодействий. 
Замечено, что ребенок, вначале относящийся ко всему новому с недоверием и опаской, через некоторое время занятий раскрепощается, перестает бояться громких звуков, а также начинает осознавать, как самому регулировать их громкость при игре на музыкальных инструментах. 
Дети не только слушают полюбившиеся песни, но и подпевают или подзвучивают их голосом, а также учатся играть на трещотках, бубнах, маракасах, ксилофоне и металлофоне, колокольчиках, бубенцах, гуслях, свистульках, ложках и др. На занятия привносится элемент сказки – плавание по волшебным морям, встречи со зверями кукольного театра. 
Музыкальные занятия улучшают эмоциональное состояние ребенка и его самоконтроль. 
Кроме этого, благодаря задействованию во время занятия обеих рук, улучшается межполушарное взаимодействие, способствующее полноценному обмену информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. 
Более взрослые дети обучаются игре на ударных, духовых и аккордеоне под руководством настоящего мастера. Они не только осваивают игру на музыкальных инструментах, но и выступают на концертах со своими номерами, что способствует развитию уверенности в себе и творческой самореализации. 

Продуктивная деятельность 
Этот метод эффективно развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, а также сферу восприятия ребенка. Для каждого ребенка специалисты разрабатывают индивидуальную программу, позволяющую достичь наибольшего терапевтического эффекта в его случае. 
Развитие сферы восприятия ребенка происходит за счет взаимодействия с различными материалами (крупа, бумага, глина, пластилин, краски и др.), формами, текстурами, цветами. В процессе занятий органично происходит развитие крупной и мелкой моторики, регуляция тонуса. 
Творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, способствует вырабатыванию навыков самоконтроля. 
Развитие познавательной сферы ребенка происходит благодаря вырабатыванию на занятиях навыков сравнения, обобщения, анализа, классификации различных объектов и образов. 
Занятия способствуют улучшению ориентации в пространстве и взаимодействия со средой и помогают развитию коммуникативных навыков. Специалисты проводят консультации для родителей по закреплению в домашних условиях навыков, выработанных на занятиях. 

Фольклорные и развевающие игры 
Игровое занятие - это комплексное занятие, на котором у детей формируются навыки подражания, развивается мелкая моторика и речь, развиваются способности концентрации, фиксации внимания на происходящем, чувство ритма. Очень важно, что в группе обычно присутствуют речевые и неречевые дети. В время игры дети начинают замечать друг друга, пытаются взаимодействовать друг с другом, учатся делать выбор. Для ребенка с особенностями развития игровая группа – одна из немногих возможностей пережить себя в детской среде, выстроить отношение с другим ребенком, получить от него обратную связь. 
Во время круговых игр, хороводов у ребенка чередуются разные состояния – пассивное, когда его ведут за руки, и активное - когда он выходит из круга в центр и что-то делает. Постепенно у него возникают воспоминания о том, что оно делал на игровой группе. Ребенок воспроизводит фрагменты песен и игр дома, вспоминает детей, с которыми встречался. 
Различные игры и упражнения направлены на выстраивание ребенком схемы тела. Если у ребенка выстроена схема тела (что выражается в его рисунке, на котором можно увидеть лицо, туловище, руки и ноги), то он готов к обучению в школе. Для того, чтобы ребенок пережил себя в своем теле, мы учим его ползать, проползать через тоннель из педагогов, перекатываем его через других детей, делаем упражнения в парах и т.д. Развитие крупной и мелкой моторики способствует развитию речи – произношению и пониманию. 

Также в центре применяются телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (АФК), массаж, кинезиотерапия), проходят творческие студии. 

Использование компьютера 
Для многих неговорящих детей компьютер становится эффективным посредником между ребенком и другими людьми. Компьютер не должен «уводить ребенка в свой мир», но может стать надежным помощником в процессе его развития, а также служить спасительным мостиком, ведущим в конце концов к звуковой речи. Основные направления работы с использованием компьютера: 
  • Сенсорная стимуляция (цвет, звук, их интенсивность) 
  • Формирование устойчивой связи – намерение - указательный палец, его движение – рука, ее движение – эмоциональная оценка результата. 
  • Развитие мышления (анализ, синтез), внимания, памяти. 
  • Моделирование поведения и перевод из виртуального в реальное. 
  • Основы профориентации. 
  • Альтернативная коммуникация, психологическое консультирование неговорящих детей. 

Канис-терапия 
Специально обученные собаки-терапевты - это уникальное средство реабилитации детей с особенностями развития. Собаки позитивно воздействуют на физическое и психическое развитие детей, способствуют развитию коммуникативных навыков и улучшают эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, собаки-терапевты становятся живой нитью, которая приводит детей в этот мир, помогая им найти свое место в нем. 

Проекты

Проект "Мульт-студия" 
Под руководством профессионального художника-мультипликатора дети обучаются оживлять персонажей, сочинять истории, создают собственные мультфильмы и озвучивают их. А так же на каждом занятии происходит просмотр и обсуждение любимых детских мультфильмов, созданных профессиональными режиссерами. 

Проект предназначен для детей, которым важно научиться: 
  • работать в команде, 
  • понимать сюжет, 
  • тренировать речевую функцию, 
  • раскрывать свой творческий потенциал и фантазию. 

Проект "Мульт-студия" включает в себя:  
  • обучение созданию движения персонажа 
  • знакомство с различными анимационными техниками (перекладка, рисованная анимация, пластилин, песок, кукольно-предметная анимация и др.) 
  • освоение всех этапов создания фильма (сценарий (азы драматургии), раскадровка, создание персонажей, анимация, озвучивание) 
  • создание собственного мультфильма 
  • просмотр лучших отечественных и зарубежных мультфильмов 
  • возможность участвовать с созданным в рамках проекта мультфильмом в российских и международных фестивалях. 

Молодежный клуб 
Это место, где встречаются и общаются бывшие воспитанники центра. Вместе с педагогами ребята разговаривают обо всем на свете, слушают музыку, читают вслух и обсуждают прочитанное. 
 На занятиях проводятся театральные (речевые) тренинги, а также тренинги, направленные на общение, взаимодействие и усовершенствование коммуникативных навыков. В непринужденной теплой атмосфере раскрываются таланты и развиваются способности ребят в самых разнообразных областях. Участники Клуба ставят спектакли и сами делают сценические костюмы для них, учатся фотографировать друг друга и сами позировать для фотокамеры, осваивают азы видеорепортажа и игрового кино. 
 Но, безусловно, главным является то, что такие встречи позволяют подросткам возместить в максимально комфортной для них обстановке недостаток общения со сверстниками, задать интересующие их вопросы и просто поделиться друг с другом тем, что их волнует. Помимо этого некоторые участники клуба являются волонтерами в Центре и помогают проводить фольклорно-игровые группы с младшими детьми. 

Проект "Скауты" 
Проект "Скауты" ориентирован на детей и подростков с различными особенностями в развитии от 10 лет. Цель проекта - создание условий для формирования опыта социального взаимодействия, развитие восприятия, изучение окружающего нас мира природы, развитие игровых навыков. 
В построении программы проекта в городе мы учитываем уникальность расположения центра - в лесной части парка Сокольники в Москве. Каждую неделю дети со специалистами центра выходят в парк, наблюдают изменения в природе, различные природные явления, изучают породы деревьев. Они играют в различные фольклорные игры, в футбол, ставят небольшие инсценировки, разыгрывают сценки из детских сказок. 
В процессе занятий дети учатся видеть ценность каждого участника группы, понимать свою роль в деятельности команды. 

С сентября 2008 года в центре "Наш солнечный мир" проходят собрания научно-методического клуба. Основная задача клуба – формирование возможности междисциплинарного диалога между экспертами - практиками высокого уровня а также обучение молодых специалистов. Мы выражаем искреннюю признательность всем экспертам – участникам клуба и гостям нашего центра.

Марина Афанасьева
Комментарии
отправить