В Липецкой области, на базе Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в течение 14 месяцев реализовывался инновационный социальный проект «Шаги навстречу», направленный на профилактику преступности, правонарушений и реабилитации несовершеннолетних." />
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Шаги навстречу

Теги: правила поведения

30.09.2014 17:14

В Липецкой области, на базе Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в течение 14 месяцев реализовывался инновационный социальный проект «Шаги навстречу», направленный на профилактику преступности, правонарушений и реабилитации несовершеннолетних.

Участниками проекта стали подростки от 12 до 17 лет, которые обучаются в образовательных учреждениях области и состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, а также несовершеннолетние из их ближайшего окружения.

Основная технология, использованная при реализации проекта, – «большие» психологические игры. Выбор этой технологии не случаен. Психолого-педагогические возможности игры велики. В игре подросток чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своими творческими ресурсами и жизненным опытом. В игровой деятельности он чувствует себя свободным от стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы. Игра способствует развитию участника, задает правила поведения, развивает самооценку.

«Большая» психологическая игра отличается от других видов игр тем, что для участников она выступает как деятельность. Именно эта особенность «больших» психологических игр способствовала приобретению несовершеннолетними опыта принятия решений и ответственности за них; развитию у подростков коммуникативных умений и способностей разрешать конфликты, формированию навыков саморегуляции, планирования, самоконтроля, самооценки и личностной критичности.

Проведено 12 различных игр, выбор которых зависел от возраста и пола участников. Несовершеннолетние самостоятельно развивали предложенный сюжет или придумывали свой, из подручных средств создавали необходимое оформление для своих ролей, рисовали виды городов, создавали законы, правила поведения. Возможности игры позволяли проявлять творчество и фантазию, выстраивать свое поведение в правильном русле.

По отзывам подростков, игры учат «общению», «взаимопониманию», «дружбе». Один из участников, 16-летний Андрей З. дал такую оценку «большим» психологическим играм: «Очень понравилось! Очень «тепло», игра показала мне наглядно, как я себя веду, и к чему это приводит или может привести. Все супер!».

Большое внимание уделялось родителям подростков, находящихся в конфликте с законом, и специалистам образовательных организаций.

С родителями проводились занятия в «Семейной гостиной», где рассматривались проблемы детско-родительских отношений. Занятия проводились в форме тренинга, использовались деловые игры, «мозговой штурм», ролевые игры, арт- и сказкотерапия, творческие этюды. После каждого занятия родители получали памятки, информационные листы, буклеты. Многие родители говорили о том, что взглянули на свои отношения в семье по-новому, освоили приемы эффективного взаимодействия с подростками.

Ольга Гайдукова