Вопрос специалисту
Консультация психолога по детским рисункам

Консультация психолога по детским рисункам

Александра


"Несуществующее животное"
Анализируя графическое изображение, можно сделать предположение о том, что ребенок не совсем доволен своим поведением в обществе. Вероятнее всего, подобный дискомфорт вызван склонностью девочки к интроверсии: отсутствием возможности эмоционально и открыто отражать свои переживания. При этом ребенок охотно фантазирует, но зачастую эти фантазии далеки от воплощения в реальность и когда происходит разочарование в результате не достижения цели, у девочки может возникнуть страх и нежелание постановки новых задач. На это нужно обратить внимание, т.к. любая деятельность предполагает построение подобного алгоритма, и если в детстве что-то нарушает закономерность данных звеньев, в более зрелом возрасте человеку сложнее справиться с какой-либо ситуацией. Судя по прорисовке некоторых деталей, для Александры важно знать мнение окружающих о себе и текущих событиях. Чрезмерная чувствительность к реакции окружающих и нежелание вербализировать то, что её беспокоит, может привести к глубокому внутреннему конфликту, который может повлечь за собой развитие заболеваний психосоматического характера. Имеет смысл научить Александру выражать свои чувства другим путем, например, через изобразительное искусство, написание небольших рассказов (возможен вариант ведения дневника) и т.д. Так же можно наблюдать склонность к самоанализу и самоосуждению. Слишком строгая и негативная оценка своих способностей и поведения заставляет девочку защищаться и защита эта, порой, импульсивна, спонтанна, но, как правило, ответна и обусловлена повышенным уровнем тревожности. 
В рисунке очевидна разветвленность самооценки ребенка и его беспокойство по этому поводу. Возрастная граница, в понимании Александры, должна быть обусловлена уже более значительной самостоятельностью, но что-то сдерживает девочки и способствует проявлению нерешительности и преобладанию инфантилизма. 

Рисунок семьи. 
Сюжет рисунка включает в себя присутствие всех реальных членов семьи. Девочка принимает своё семейное положение, но между фигурами графического изображения можно отметить некоторую дистанцию, что свидетельствует об эмоциональной отдаленности друг от друга близких ей людей. Каждый занят своим делом, но мотивация этой деятельности четко несет в себе половую принадлежность: женщины (мама и Александра) – работают, мужчины (папа и брат) – отдыхают. Скорее всего данный факт отражает элементы бездеятельности со стороны мужской половины в семье, Александра старается быть похожей на маму в своем поведении, но учитывая возрастную разницу, многое не может реализовать из того что делает мама и это её беспокоит. Мама на рисунке изображена несколько отдаленно и даже слегка отвернута от всех остальных членов семьи. Девочка могла таким образом зафиксировать эмоциональную отстраненность и свое переживание по этому поводу. Фигура отца изображена более крупной, чем все остальные персонажи. Порой, подобная деталь не имеет ничего общего с реальным размером изображаемого человека, а является ярким отражением восприятия члена семьи, который несколько доминирует, подавляет, пресекает любое проявление самостоятельности у ребенка и его инициативу. 
Последним по степени значимости отмечен младший брат, который, по всей вероятности, составляет некоторую конкуренцию в завоевании внимания в семье, и служит, возможно, источником раздражения и возникновением тревоги у Александры. 

Вывод. 
Возраст девочки отличается относительным спокойствием, но и в нём есть некоторые нюансы, на которые родителям стоит обратить внимание. Так, анализируя анкеты и графические изображения, можно предположить, что Александра крайне чувствительна к мнению окружающих, склонна перерабатывать информацию самостоятельно, но несколько инфантильно. И это закономерно её возрасту, житейского опыта мало, а претензия на «взрослость» возрастает. И здесь очень важно родителям построить своё общение с ребенком, именно, взяв за образец зрелую позицию. Если вас что-то не устраивает – нужно объяснить это девочке, если она поставила перед собой какую-то цель – помочь советом, как можно было бы достичь её, но не пройти этот путь за неё или отгородиться шаблоном «ты ещё маленькая для этого». Иногда опека над ребенком в семье незримо деформирует самооценку. А у Александры подобная тенденция наблюдается. Создается впечатление, что девочка не может без одобрения родителей принять то или иное решение, будто она все время оглядывается и ищет поддержки у близких. Так же на искажение самооценки может влиять ситуативное сравнение в семье. Когда рядом подрастают двое детей, всегда найдется повод так или иначе приводить кого-то кому-то в пример. И на первый взгляд это носит безобидный характер, но не в случае с Александрой. Т.к. девочка не склонна выговаривать свои переживания и обиды, она как бы «глотает» всё и это служит, вероятно, причиной повышенного уровня тревожности. Получая замечания в форме сравнения с тем или иным поступком брата, одноклассника и т.д., Ваша дочка ставит перед собой целью стать лучше, сделать правильнее, появляется стремление получить ту самую сладкую похвалу от значимых для неё людей, но это же и становится фактором стресса и толчком к страху разочаровать близких. Следовательно, будучи взволнованной, результат получается худший. Замкнутый круг на фоне занимающейся самооценки ребенка. Стремление родителей помочь ребенку в данной ситуации должно подкрепляться искренним принятием своего чада и установкой таких целей, путь к которым научит преодолевать препятствия, а не надламывать стержень. Но любой педагогический шаг нуждается в эмоциональном контакте. Для этого желательно ввести правило каждодневного обсуждения жизни ребенка. Какой бы не был задан ритм жизни, уточните у Александры, что сегодня нового у неё произошло, попросите её высказать свое мнение по тому или иному вопросу, но главное, уточните какие именно достижения были в течение дня: на уровне быта, это может быть самостоятельная попытка навести порядок, прочитанная сказка и т.д. Главная ваша задача заключается в том, чтобы продемонстрировать девочке ценность самостоятельного решения. Похвалите её за это. Ведь, порой, в эмоциях брошенные слова о своей несостоятельности – это призыв к тому, чтобы на человека обратили внимание и сказали вовсе обратное, дав характеристику положительную. Если в семейном вопросе сравнение между двумя детьми неизбежно, попробуйте, покритиковав за что либо, найти и то, за что можно было бы похвалить. Научите ребенка выражать свои чувства, данное умение девочки вам очень поможет и в подростковом возрасте. Когда есть что-то невысказанное, человек может бесконечно прорабатывать это в голове, обдумывать и додумывать. Фантазия здесь может сыграть отрицательную роль. Поэтому такие виды деятельности как рисование, лепка, написание маленьких рассказов по теме своих переживаний, несут важную функцию – дочка приоткроет вам дверь в свой мир. Вы сможете понять в какой именно момент её нужно поддержать, а значит, это придаст ей уверенности в завтрашнем дне.