Вопрос специалисту

Как определить ту грань, когда ребенок должен подчиниться

Как определить ту грань, когда ребенок должен подчиниться

Здравствуйте. Подскажите, насколько верно утверждение: "До пяти лет - ребенок царь, с 5 до 12 - слуга, с 12 друг. Вопрос взаимоотношений с сыном считаю одним из первостепенных. Как определить ту грань, когда ребенок должен подчиниться (просто надо сделать что-то). Боюсь в вопросах дисциплины сломать его сейчас. А с другой стороны, если сейчас не поймет значения слова надо, в подростковом возрасте вообще слушать не будет. Спасибо. Максим

максим

Максим, это выражение принадлежит древним японцам, а у них были довольно… оригинальные представления не только о воспитании детей, но и о том каков должен быть взрослый человек, что делать, чего не делать, чем руководствоваться в жизни и как строить отношения с другими людьми. Представления эти весьма далеки от нашей современной культуры.
Верным в этом утверждении остаётся только веха в 12 лет – после 12 лет воспитывать человека уже поздно, т.е. применять какие-то педагогические, дисциплинарные или какие-либо иные меры в целях воспитания в ребенке тех или иных качеств, вкладывания в него тех или иных понятий. После 12 лет (возраст условный, конечно, с кем-то раньше, с кем-то позже) с ребенком надо начинать устанавливать отношения близкие к отношениям со взрослым, конечно делая скидку, что подросток это ещё «недовзрослый». И когда ребенок вырастет и станет взрослым, вот тогда создаётся дружба двух взрослых, близких людей.
Идея ребенок-слуга, вообще, довольно жесткая и несправедливая. Мало того, что она не очень эффективна (и совсем неприятна) сейчас, так она ещё и осложняет будущие отношения. После нескольких лет такого воспитания, подчиненного, заорганизованного, дисциплинарного, ребенок, войдя в подростковый возраст, откажется сотрудничать с родителем. То есть чтобы в подростковом возрасте сохранять нормальные отношения с ребенком нужно не «закручивать гайки» в детском. И конечно, независимо от возраста, в воспитании детей всегда вреден «педагогизм» - воспитание ради воспитания, принятие каких-то решений, создание ситуации, реакции направленные не на сегодняшнюю актуальную ситуацию, а на нечто будущее, действия что называется «в педагогических целях». Вот этого стоит избегать.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист