Вопрос специалисту

Проявление детского непослушания

Проявление детского непослушания

Здравствуйте!
Моей дочери через месяц исполняется 3 года, она у нас с мужем первый и долгожданный ребенок. Очень активная и непоседа, не наказывали ее до 2-х лет практически никогда, но сейчас иногда у меня нервы просто на пределе и случаются срывы, с применением шлепков по попе и крика (знаю, что это не правильно, потом ругаю себя за это, сама себе даю обещание, что это больше не повторится, плачу после этого и прошу у ребенка прощения, но не выдерживаю ее поведения и все начинается снова).
Например, собираемся гулять, и она сама хотела пойти на улицу или в гости, я начинаю одеваться и прошу ее, чтобы она тоже одевалась или, когда я сама оденусь, зову ее одеваться, чтобы помочь ей, она начинает убегать, баловаться, валяться на полу, рассказывать вслух стихи, какие знает. Абсолютно делает вид, что меня не слышит и не замечает. Я ей повторяю одно и тоже несколько раз, сначала очень спокойно, потом перехожу на повышение голоса и тона, потом уже на крик! И пока на нее не закричишь и не наругаешь, такое ощущение, что она меня не слышит совсем! И так бывает периодически со всеми просьбами мамы, убрать игрушки, пойти ложиться спать и т.д.
Что мне делать? Почему она не слышит меня, или делает вид, что не слышит, и подобным образом реагирует на мои просьбы? Как объяснить ребенку?

Ирина

Добрый день!
Возраст 3-х лет часто сопровождается подобными проявлениями детского непослушания, повышенной капризности, эмоциональности и иных поведенческих сложностей. В первую очередь указанные признаки свидетельствуют о наличии у малыша возрастного кризиса. И не смотря на "яркие" проявления, о которых Вы говорите, кризис трех лет является необходимым жизненным этапом в развитии ребенка. В этот период малыш начинает понимать, что у него есть свои собственные желания, интересы и потребности. Отсюда трудности в поведении ребенка: своими поступками малыш требует, чтобы с его мнением считались. Во-вторых, эмоциональные реакции взрослых на действия ребенка, как правило, лишь осложняют непростую ситуацию. Попробуйте избавиться от окриков или средств физического воздействия, а также последующих извинений и мучающего Вас чувства вины. Ситуацию повторения указаний дочери замените следующим действием: спокойно и доброжелательно, обращаясь к ребенку по имени, озвучьте необходимое действие: «Алена, я понимаю, что ты хочешь еще играть. Но уже наступает ночь, а значит всем пора ложиться спать. Пожалуйста, бери мишку, и пойдем, я провожу тебя в кровать». Если ребенок начинает игнорировать Ваши слова или появляется бурная реакция на Ваше указание, просто выйдите из комнаты. Через несколько минут вернитесь и вновь повторите просьбу, затем оставьте ребенка одного. Если ребенок все же не оставляет игру, присядьте рядом и четко скажите: «Я очень расстраиваюсь, что ты меня не слушаешься. Но я не хочу с тобой ссориться. Пойдем спать!» Помните, что изменить создавшуюся ситуацию можно только с условием Вашего терпения и последовательных действий.
Кстати, другие члены семьи, принимающие участие в воспитании девочки, должны быть также последовательны и сдержанны в своих обращениях к ребенку.

Анна Зубкова, специалист