ГлавнаяСоветы и рекомендации родителямКонсультации психолога для родителей

Как объяснить ребенку, что можно, а что нельзя?

Как объяснить ребенку, что можно, а что нельзя?

Для меня до сих пор остается нерешенным вопрос, как научить ребенка, что хорошо, что плохо, что можно и нужно делать, а что делать нельзя. Ребенок только-только начал разговаривать, ему 3 года. Слова понимает только те, которые ей нужны, на остальные не обращает внимания. Объясняй не объясняй, все равно все заканчивается криком, визгом и истерикой. Чтобы успокоить, приходится наказывать телесно. Иногда мне кажется, что дочка пользуется тем, что все обращают внимание на ее крик и истерику. А когда получит желаемое, настроение сразу же меняется. Не хочу, чтобы она росла избалованной. Но и применять физическую силу тоже не хотелось бы. Слов она не понимает и не подчиняется. Что делать? Заранее благодарен. Айдар

Айдар, ребенок этого возраста имеет мышление, довольно ощутимо отличающееся от мышления взрослого: он думает не словами, как мы с вами, а картинками, образами и действиями. Поэтому при общении со взрослыми он слов действительно не понимает в той же мере, как понимает взрослый. То есть он, конечно, слышит и различает те слова, значения которых он уже запомнил, и даже что-то говорит в ответ, но процесс речи у ребенка этого возраста еще почти не связан с процессом мышления, принятия решений. Связь эта начнет крепнуть ближе к 5-7 годам, а сейчас вашей дочке, конечно, трудно осознать, что от нее хотят, если объяснения все идут только на словах. В воспитании дочки вы, конечно, должны все пояснить словами и озвучивать, но первостепенное значение уделить не словам, а действиям. Не стоит полагаться на разумные объяснения и доводы и не стоит стремиться, чтоб ребенок 3-х лет всё понимал, в отношении многого достаточно будет того, что бы он понимал, что значит «нельзя», «не надо». Если она делает то, что нельзя, после 1-2 проигнорированных предупреждений вам надо забрать ее и физически удалить от «объекта запрета», вам нужно оставаться спокойным и максимально спокойно реагировать на ее протест, который она непременно выразит. И не поддаваться на ее методы шантажа (крик, визг, истерика) – она будет пользоваться ими до тех пор, пока они будут иметь эффект, и даже еще немного дольше. Поэтому чтобы прекратить ее такое поведение, вам нужно прекратить «вестись» на него. И если вы заметили, что она может пользоваться тем, что на нее обращают внимание, возможно, ей этого внимания не хватает в спокойной обстановке. Ведь кроме количества у любви есть и характеристика качества. Возможно, ребенку не хватает тактильного общения или чувства защищенности, или чувства собственной значимости, или, весьма вероятно, ей не хватает доверия, полученной от родителей возможности принимать некоторые решения самой и нести за них ответственность.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист
Комментарии:
Документы для усыновителей

В этом разделе вы увидите самые актуальные нормативные документы по вопросам семейного устройства детей-сирот

Службы психологической помощи