Вопрос специалисту

Девочка двенадцати лет не доучивает уроки

Девочка двенадцати лет не доучивает уроки

Девочка двенадцати лет не доучивает уроки

Здравствуйте. Девочке 12 лет. Не доучивает уроки. Говорит маме, что все выучила, а сама не учит устные уроки. Говорит, например, нам ничего не задали. Когда мама начинает проверять за ней все, та в слезы, что мол мама ей не доверяет. Уже и интернет с телевизором ей отключают, когда уходят на работу. Но она по прежнему продолжает получать 2 и 3. Подскажите как быть?

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия.

Трудности с домашним заданием детей испытывают многие родители. В такой ситуации важно определить истинную причину нежелания ребенка выполнять то или иное задание и разбираться с этой причиной.

В описанной Вами ситуации причиной может быть чрезмерный контроль успеваемости девочки со стороны родителей. Возможно, она уже вступила в «переходный возраст», когда основной задачей становится как раз выход из-под этого контроля, учеба отходит на второй план, а эмоциональное состояние становится нестабильным. Поскольку она уже не ребенок, методы влияния на ее поведение лучше поменять. Тем более, насколько я поняла, старые методы уже не действуют, а только ухудшают отношения мамы с дочерью. Если родители хотят, чтобы ребенок проявлял свою самостоятельность, стоит ему предоставить возможности для ее проявления.

Конечно, это не означает, что надо закрыть глаза на плохие оценки и игнорировать сложившуюся ситуацию. Может быть, на самом деле она нуждается в помощи родителей, но из-за недоверия матери не хочет делиться своими трудностями. Поэтому главной задачей на данном этапе является восстановление доверительных отношений с ребенком. Для этого родителям необходимо успокоиться и воспринимать ситуацию с плохими оценками не как катастрофу, а как временные трудности, с которыми их дочь обязательно справится. Уверена, что мама желает ей только добра, уверенности в себе и успеха в будущей жизни. Но, возможно, она не может этого донести до девочки.

Мама может выбрать удобное время и поговорить с ней наедине, в спокойном тоне. Лучше в начале разговора поделиться своими переживаниями в форме «Я-сообщений». Это не вызовет у девочки напряжения, стремления защищаться и, соответственно, повысит шансы на откровенный и продуктивный разговор. Можно уточнить, есть ли у нее какие-либо трудности в учебе и нужна ли ей мамина помощь. Если дочь ответит: «Нет», - и останется закрытой, стоит подчеркнуть, что родители всегда готовы прийти ей на помощь, когда ей это понадобится. После этого лучше закончить разговор и не возвращаться к нему. Излишняя настойчивость может привести к полному отказу подростка от общения с родителями. Если же девочка поделится своими трудностями, важно поблагодарить ее за откровенность и постараться вместе с ней придумать, как с ними справиться.

Главное для родителей в этот непростой период – поддерживать дочь, принимать ее чувства, особенно негативные, и сохранять спокойствие в любых ситуациях. Основой развития гармоничной личности являются не школьная успеваемость или престижная работа, а доверительные отношения в семье.

Если родителям девочки понадобится дополнительная помощь специалиста, они могут обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте можно найти адреса бесплатных служб психологической помощи в их городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Комментарии:

CAPTCHA