Здравствуйте! Моему сыну 5 лет. Вечером плачу от усталости, когда рассказываю мужу, как прошел мой день. Очень сложно с сыном находиться вместе. Что беспокоит:
1. Сопротивление на каждое (любое) мое предложение, начиная от прогулки (тоже самое, когда в конце прогулки предлагаю идти домой), еды, распорядка дня, и т.п. При этом всегда оставляю ему возможность выбрать самому, или какое-то время закончить свои дела, все равно "нет".
2. Разговаривает очень грубо. На любую мою или мужа просьбу что-то сделать или куда-то пойти, повторяем по 5 раз, затем говорим строгим тоном, в ответ цедит сквозь зубы ругательство: "маленький гаденыш" (взял из сказки Буратино) или другие выдуманные им самим фразочки и с истерикой делает то, что просили.
3. Делает с улыбкой вещи, которые не нравятся другим, например, мне подбегает и бьет по клавиатуре пальцами и убегает с улыбкой, мужа достает. Прекрасно знает, что нам это не приятно и уже запрещено, объясняли, проговаривали много раз почему нельзя так делать, говорим, если ты сделаешь это еще раз - мы будем вынуждены поставить тебя в угол. На улице делает то, что не нравится другим детям и убегает с улыбкой - дразнит их.
То есть весь мой день происходит в сопротивлении. И сдерживании эмоций, чтобы объяснить по-хорошему, проговорить, не кричать, не срываться. К концу недели просто нет сил. Когда я ему что-то запрещаю делать, то что опасно для него, например, отвечает мне таким же тоном, что это он мне запрещает и я наказана. Такое чувство, что он не видит границ между родителями и им.
4. Очень тяжело переносит неудачи, не получается что-то, закатывает истерику и может орать полчаса, обзываться и обвинять меня, что из-за меня у него ничего не вышло. Я пытаюсь прорабатывать эти ситуации, говорю, что у него обязательно все получится, объясняю, что не стоит плакать, потому что это не поможет, давай вместе думать, как нам решить эту задачу, что можно сделать, чтобы получилась. Объясняю, что у всех сначала ничего не выходит, для этого мы и учимся, тренируемся, пробуем еще и еще раз, и начинает получаться. Вот в этой единственной ситуации есть небольшой прогресс - через раз прислушивается и вместо истерики думает, как решить задачу или спокойно просит помочь.
В общем и целом, ситуация для меня невыносимая уже. И это не временный кризис, он так вел себя всегда. Он очень умный мальчик, талантливый, с чувством юмора и прекрасной памятью. Ласковый иногда. Любит животных. Очень эмоциональный в обычной жизни: орет, как будто его режут, когда мою ему голову или подстригаю ногти. Мы с мужем в нормальных супружеских отношениях. Но вот что делать с тем, что он нас не ставит ни во что уже в 5 лет. "Углы" не помогают. По-хорошему не помогает. Очень надеюсь на вашу помощь.
Здравствуйте.
Начать нужно с себя, со своих ресурсов. Это база, которая обеспечит и опору ребенку, и равновесие вам, и возможность сопротивляться ошибкам/неудачам. Поэтому вам нужно восстановить и наладить свой сон, питание. Тело должно получать все необходимые микроэлементы. Психика – это такой же орган, для нормальной работы которого нужна пища (магний, витамин С и т.д.). Это стоит решать вместе с врачом (терапевтом или неврологом).
Пока восстанавливаете ресурсы, максимально оградите себя от всех разрушающих факторов. Делегируйте все, что можете. Всегда выбирайте себя. Ловите свой стыд, чувство вины и прочие чувства, которые будут мешать отдыхать и не давайте им властвовать. Вы это делаете во благо. Иначе нельзя.
Во время истерик нет нужны успокаивать сына или даже помогать ему справляться с эмоциями, если вы не в ресурсе. Чувствуете, что тяжело выносить эмоции сына? Дистанцируйтесь, только обеспечьте ему безопасное пространство для этого. Вы имеете право не мочь, не хотеть, отказаться. Для ребенка не так важно ваше присутствие рядом во время истерики, как ваш возврат после нее. То есть важно показать, что его эмоции могут быть, и они не нарушают ваших отношений с сыном, но при этом вы можете не слушать его обзывательств. Во время самого аффекта не вступайте в полемику, не пытайтесь что-то объяснить или пристыдить. Все это будет только тратить ваши силы. Лучше объяснить после.
Нельзя давать пятилетнему слишком много власти. Должно быть оптимально. Склоняетесь в возможности права выбора? Хорошо, тогда ограничьте варианты: «Кто выключит телевизор: я или ты?».
Все правила должны быть четкими, понятными и должны иметь санкции, соизмеримые проступку. Что бывает сыну, когда он нарушает правила? Угроза? Тогда можно делать так же. А что станет для него значительным наказанием?
В воспитании важно не запрещать и наказывать, а давать понимание, как делать можно. Но для этого важно понимать, что происходит и зачем он это делает. Например, ваш сын бьет по клавиатуре, что привлечь ваше внимание. Тогда в следующий раз вы можете сказать: «Вижу, что тебе хочется внимания, я сейчас допишу письмо и подойду». И обязательно выполняйте обещанное, даже если ребенок отвлекся. Ознакомьтесь со статьями на нашем портале на эту тему: неуправляемый ребенок Последовательность
Играйте в игру «можно и нельзя». Устанавливайте время, когда «можно» и тогда ребенку можно все (прыгать, бегать и т.д., все в рамках безопасности). А потом «нельзя» и тогда ему нельзя все то, что только что было можно. Поощряйте соблюдение правил и играйте регулярно. Со временем он научится самостоятельно регулировать свои эмоции.
Развивайте эмоциональный интеллект мальчика, используйте технику контейнирования эмоций. Параллельно снижайте яркость эмоциональных реакций в ответ на его поведение. Ребенок привыкает к определенному градусу эмоциональной включенности в отношениях. И потом пытается всячески подкидывать «дров» в этот «костер».
психолог сайта «Я — родитель»