Ребёнок с СДВГ сводит с ума всю семью

20.01.2021

Доброе утро. У ребенка СДВГ. Всех членов семьи он просто сводит с ума. Иногда хочется застрелиться. Два года ходили к психологам - толку ноль, стал ещё злее, особенно после дневников поведения. При этом психологи не ставят ему отклонений, говорят нормальный.


Учиться не хочет, тренировки, кружки - ничего не интересно, вместо этого ко всем лезет со своими комментариями, везде суёт свой нос. В школе сидит один, учителю слово не даёт вставить, болтает, ничего не пишет, может сидеть под партой, кукарекать, рычать и т.п. Ведёт себя как клоун, а потом обижается, что с ним никто не хочет дружить, одноклассники его обзывают и потешаются, а он в ответ улыбается.

Объясняю ему, что такое поведение унизительно, что надо учится, а не быть куклой для битья, боюсь, что станет изгоем. Учитель не унижает, но и не поддерживает. Дома тоже не слушается, скажешь уроки делать - пойдёт мультики смотреть. Все кидает, никакую вещь не может просто положить, обязательно кинет. Из квартиры помойку за 5 минут устроит. Всем хамит, младшего брата постоянно доводит, отбирает игрушки, бьёт. Всё ломает, оторвал у всех тумбочек дверцы (сорвал с петель), выломал ножки у стола, стрижёт ножницами одежду, все футболки и штаны перестриг, залил клеем пол и стол и т.п. Ничего не ценит, никого не уважает. Может деньги украсть, в сумке моей капаться и взять, что хочет.

Никогда сразу на него не кричим и не ругаем, всегда сначала пытаемся спокойно разговаривать, спрашивать, зачем он сделал то и то, выяснить причину, объясняем, что так делать неправильно, а что важно и правильно, что мы живем в семье, в обществе и нужно друг друга уважать. Но нервов не хватает (при том, что мне самой уже невролог назначает курсы успокоительных, появились проблемы со здоровьем на нервной почве), начинаю на него срываться, кричать, в угол поставить, за воровство ремня дать. Я понимаю, что это всё не действует. Отсутствие наказаний он воспринимает как слабость и вседозволенность, а если наказывать, то результата тоже нет. Он через час пойдёт и сделает то же самое. 

Стараешься для него вкусненькое сготовить, в выходные куда-нибудь сводить, вечером погулять вместе, в учебе помогать и т.д. Но он всё хорошее воспринимает как должное, а сам в ответ как король, а мы слуги. Любит только себя, чуть что не по нему - истерика и скандал, весь мир у него плохой и неправильный. Не получается что-то сделать, например, задачу решить, начинает орать, что такая жизнь ему надоела, что он уйдет из дома или выпрыгнет в окно. 

Психологи говорят, это пройдет, а мне уже не верится, каждый год все хуже. Его нигде не любят, бабушки и те, к себе не берут, он постоянно с нами. Живем в дурдоме каком-то. Что делать? Боюсь дальнейшего развития девиантного поведения. Вроде бы и понимаю, что он не виноват, а обида уже на него копится.


Здравствуйте!

СДВГ – это диагноз, который иногда требуют приёма медицинских препаратов. Поэтому, если со временем в поведении ребёнка нет улучшений, имеет смысл обратиться за помощью ко врачу: к неврологу или психиатру. И не к одному, чтобы иметь разные точки зрения на то, что происходит. Кроме того, поставить диагноз имеет право только доктор, психологи не обладают подобными полномочиями.

Очень многое из того, что вы описываете, укладывается именно в картину СДВГ. И чтобы скорректировать её, нужно понимать специфику синдрома.

При СДВГ ребёнок испытывает сложности с контролем своего поведения и концентрацией внимания, склонен много двигаться, проявлять повышенную активность. Это отражает особенности работы мозга при данном синдроме.

Поэтому таким деткам становится сложно общаться со сверстниками: они с трудом понимают, что нужно, чтобы «влиться» в коллектив, им не удаётся оттормозить свои импульсы и соблюдать правила. Это же влияет на то, как ребёнок ведёт себя дома: даже понимая, что что-то делать не надо, он всё равно будет повторять нежелательные действия, просто потому физически не может их остановить. Его мозг пока «не нарастил» основу, которая могла бы эффективно регулировать поведение.

Потребность постоянно двигаться, невозможность усидеть на месте возникает из-за того, что в спокойном состоянии ребёнок резко чувствует нехватку сил, сильную усталость. Чтобы себя оживить, ему нужна активность. В результате он может ходить по классу во время урока, быть тем, кого называют «неугомонным», «шутником». На деле это то, что происходит неосознанно, не специально, не со зла. А просто потому что иначе ребёнок не выдерживает. Он не может долго просидеть, не может долго выполнять одно и то же. Так же, как и с самоконтролем, его мозговые механизмы пока не способны обеспечить нужное поведение.

Понимание таких особенностей, конечно, не облегчит вам жизнь. Воспитывать детей с СДВГ нелегко. Но может снизить накал страстей внутри. Ребёнок вряд ли думает, что он самый главный. И вряд ли он никого не любит. Его поведение продиктовано особенностями работы мозга, не упущениями в воспитании, не желанием вам навредить.

Кроме врача имеет смысл найти хорошего нейропсихолога. Этот специалист как раз занимается «доразвитием» мозга: помогает с помощью специальных упражнений наращивать нейронные связи, регулировать работу энергетического блока.

Психолог, игровой терапевт могут помочь ребёнку лучше понимать правила, адаптироваться в обществе. Особенно если он участвует в групповых занятиях. Это тоже полезно. Но для того, чтобы подтолкнуть к созреванию мозговые структуры, нужны дополнительные подходы и инструменты.

При необходимости, на нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Список бесплатных служб психологической помощи

Поддержать вам своё здоровье и эмоциональное равновесие буквально так же важно, как и обратиться с ребёнком за профильной помощью. Потому что СДВГ – это действительно распространённый сейчас синдром. И очень много детей вырастают из своих особенностей: мозг дозревает, появляется самоконтроль, поведение становится всё более управляемым. Однако на это нужно время. И пока оно идёт, придётся раз за разом помнить об особенностях ребёнка, искать подход, помогать ему развиваться, оставаться во многих местах терпеливой, во взрослой позиции.

Это трудно. И здесь нужно постоянно заботиться не только о детях, но и о себе. Просто чтобы были силы и надежда, что постепенно всё изменится. Искать и брать помощь отовсюду, где появляется такая возможность, поддерживать себя, включать в жизнь максимум того, что вам нравится, приносит удовольствие. Это звучит как будто слишком банально, непонятно. Но чем больше внимания вы уделяете себе, тем легче вам будет со сложным ребёнком.   

Что помогает детям с СДВГ в домашних условиях:

- Правила и ограничения.

Ребёнку с СДВГ катастрофически сложно их выдерживать и соблюдать. Он может отлично знать, что нельзя лезть в мамину сумку, но всё равно полезет, потому что интересно, а остановиться нереально. Он может хорошо помнить, что срывать дверцы нельзя, но срывать, потому что хочется куда-то приложить силы, а тут такая «прекрасная» возможность.

Однако именно наличие правил и ваш зоркий глаз за их исполнением помогает развиваться. В том числе мозгу. А ещё это позволяет чувствовать опору во внешнем мире, стабильность, что снижает тревожность.

Вы можете повторять правила из раза в раз. Просто чтобы на уровне ума они закрепились у ребёнка. А дальше, когда видите, что начинается бедлам, буквально физически останавливать: брать за руку (спокойно, не хватать, а именно брать) и говорить: «Я вижу, что ты хочешь дёрнуть ручку. Это делать нельзя, тогда дверь слетит с петель». И выдерживать чувства, оставаясь рядом: «Ты кричишь, потому что злишься, потому что я запрещаю делать то, что хочется. Понимаю, я бы тоже злилась. Давай попрыгаем от злости? Станет легче».

Другой пример: «Ты решил уйти из дома, потому что не получилось решить задачку. Представляю, как ты сейчас злишься. Она правда сложная. Давай помашем руками, чтобы стало полегче. Я помню, как хорошо ты решил задачу в прошлый раз. Хотя тогда тебе тоже было сложно и сначала не получалось. Давай сейчас попробуем так же. Я рядом, я помогу, я с тобой».

Это не сделает ребёнка моментально спокойным. Но это даст ему почувствовать: вы его понимаете, вы рядом. Правила и границы нельзя нарушать, но со своим всеобъемлющим недовольством и фрустрацией он не остаётся один. Раз за разом ему будет всё проще переживать такие сильные эмоциональные волны (а они у него действительно крайне сильны).

- Обучение общению с другими.

Можно учить ребёнка общаться с другими детьми, регулируя их отношения с братом.

И здесь вновь нужна вся ваша мудрость и терпение. Потому что ребёнок не понимаем, что от него нужно, почему. И тем более, как это всё осуществить. Вы являетесь сейчас в их отношениях главным медиатором.

И вновь время и постоянный опыт сделают своё дело, сформируют новые нейронные связи и помогут адаптироваться.

- Предлагать игры и занятия, где нужно себя тормозить.

Мозг созревает через действия. Ребёнок манипулирует предметами, и так учиться ими владеть. Ребёнок старается останавливаться, и так учиться самоконтролю и наращивает силу воли.

Игры очень помогают в этом. Самый известные и простые: болото (есть топь – пол комнаты; кочки, на которые можно становиться – с бумагой зелёного цвета на них; кочки, которые проваливаются – с бумагой красного цвета; задача – пробраться из одного места в комнате в другое, преодолевая такую импровизированную полосу препятствий), море волнуется раз (со всеми его вариациями), раскраски (лучше начинать с самых простых, ребёнку будет сложно не вылезать за линии, но мозг они тренируют просто замечательно).

Чем чаще через игру, в естественной форме ребёнок должен себя тормозить, тем легче со временем ему это будет даваться.

Режим дня, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, хорошее питание, полноценный сон – все основные правила ЗОЖ также важны для созревания мозга. Они кажутся логичными, понятными. Тем не менее, для детей со спецификой развития они очень помогают балансировать работу нервной системы, снижать повышенное возбуждение.

Всё это не отменяет необходимость обращения к специалистам и нейропсихологической коррекции. Но очень подтолкнёт работу, ускорит процесс.

Не забывайте, пожалуйста, о себе. Девиантное поведение – это не то, что обязательно должно ждать вашего ребёнка. Даже сейчас это не девиантное поведение в его истинном значении. Это отражение того, что мозговые функции не созрели так, как должны были бы. Но у них ещё есть время, постепенно, с вашей и профессиональной помощью, можно добиться больших результатов.

Всего вам доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад