Когда семья вместе — и сердце на месте.
Семья – основа взаимодействия сотрудников КГКУСО СРЦН «Парус надежды» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.
Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.
Основные направления работы с семьями:
- проведение личностно-ориентированного консультирования в условиях Центра, по телефону доверия, в общественной приемной фонда «Мама»;
- создание единого педагогического сообщества, в которое входят психолог, врач, социальный педагог, логопед, дефектолог, родители;
- проведение тренингов детско-родительских отношений;
- организация тематического лектория для родителей;
- организация выездных мобильных бригад специалистов в СРЦ отдаленных районов Приморского края.
Клиентская группа: родители воспитанников СРЦН.
Принципы работы с родителями:
- включение родителей и всех сотрудников Центра в творческое продуктивное взаимодействие через совместную деятельность по сопровождению ребенка;
- использование личностно-ориентированных диалоговых и проблемных форм консультирования родителей;
- понимание ценности функций семьи;
- уважение родителей, содействие в нормализации детско-родительских отношений, развитию семейного взаимодействия.
Работа с семьями основывается данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.
В результате диагностической деятельности специалистов выявляются следующие особенности родителей:
- уровень личностной зрелости родителей;
- глубина осмысления жизненных целей и задач;
- ориентация на сотрудничество в отношении родителей к ребенку;
- критичность и ответственность по отношению к себе и своей деятельности;
- отношение к деятельности педагогического сообщества ( детский сад, школа, СРЦ);
- организационные способности;
- коммуникативная компетентность;
- наличие позитивного мировоззрения;
- присутствие рефлексии своего поведения и различных жизненных ситуаций.
- степень сформированности родительской рефлексии:
- отношение к своим родительским обязанностям как к деятельности;
- умение формулировать свои воспитательные цели и выделить наиболее важные;
- склонность к сотрудничеству;
- способность и склонность к саморазвитию;
- критичность по отношению к собственной воспитательной деятельности;
- объективность в оценках и суждениях;
- позитивное отношение к деятельности педагогического сообщества.
В рамках этого блока проводятся тренинговые занятия по нормализации детско-родительских отношений “Плечом к плечу”.
Цель работы детско-родительских групп:
- укрепить отношения между родителями и ребенком,
- научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей,
- относиться к ним с пониманием, принятием.
Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников.
Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.
В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественно образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
Рекомендации семейного психолога по отношениям детей с родителями вы можете найти в разделе «Родительский лекторий».
Преимущества групповой работы:
Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.
Оказавшись в тренинговой группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Детско-родетельская группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.
Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.
В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают своеобразным «психологическим полигоном», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по другому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.
В группе родители могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания ребенка и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.
Группа помогает процессам самораскрытия, самоиссследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия.
Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводится один — два раза в месяц.
Цели и задачи
Коррекция отношений родителей и детей:
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Коррекция отношения к «я» (к себе):
- формирование адекватной самооценки;
- приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
- обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Коррекция отношения к реальности (к жизни):
- приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Читайте также:
Работа с родителями