Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Блок 1

Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»

Когда семья вместе — и сердце на месте.

Семья – основа взаимодействия сотрудников КГКУСО СРЦН «Парус надежды» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.

Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.

    Основные направления работы с семьями:
  • проведение личностно-ориентированного консультирования в условиях Центра, по телефону доверия, в общественной приемной фонда «Мама»;
  • создание единого педагогического сообщества, в которое входят психолог, врач, социальный педагог, логопед, дефектолог, родители;
  • проведение тренингов детско-родительских отношений;
  • организация тематического лектория для родителей;
  • организация выездных мобильных бригад специалистов в СРЦ отдаленных районов Приморского края.

Клиентская группа: родители воспитанников СРЦН.

    Принципы работы с родителями:
  • включение родителей и всех сотрудников Центра в творческое продуктивное взаимодействие через совместную деятельность по сопровождению ребенка;
  • использование личностно-ориентированных диалоговых и проблемных форм консультирования родителей;
  • понимание ценности функций семьи;
  • уважение родителей, содействие в нормализации детско-родительских отношений, развитию семейного взаимодействия.

Работа с семьями основывается данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.

    В результате диагностической деятельности специалистов выявляются следующие особенности родителей:
  • уровень личностной зрелости родителей;
  • глубина осмысления жизненных целей и задач;
  • ориентация на сотрудничество в отношении родителей к ребенку;
  • критичность и ответственность по отношению к себе и своей деятельности;
  • отношение к деятельности педагогического сообщества ( детский сад, школа, СРЦ);
  • организационные способности;
  • коммуникативная компетентность;
  • наличие позитивного мировоззрения;
  • присутствие рефлексии своего поведения и различных жизненных ситуаций.
  • степень сформированности родительской рефлексии:
  • отношение к своим родительским обязанностям как к деятельности;
  • умение формулировать свои воспитательные цели и выделить наиболее важные;
  • склонность к сотрудничеству;
  • способность и склонность к саморазвитию;
  • критичность по отношению к собственной воспитательной деятельности;
  • объективность в оценках и суждениях;
  • позитивное отношение к деятельности педагогического сообщества.

В рамках этого блока проводятся тренинговые занятия по нормализации детско-родительских отношений “Плечом к плечу”.

    Цель работы детско-родительских групп:
  • укрепить отношения между родителями и ребенком,
  • научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей,
  • относиться к ним с пониманием, принятием.

Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников.

Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.

В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественно образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

Рекомендации семейного психолога по отношениям детей с родителями вы можете найти в разделе «Родительский лекторий».

Преимущества групповой работы:

Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.

Оказавшись в тренинговой группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Детско-родетельская группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают своеобразным «психологическим полигоном», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по другому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.

В группе родители могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания ребенка и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

Группа помогает процессам самораскрытия, самоиссследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия.

Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводится один — два раза в месяц.

Цели и задачи

    Коррекция отношений родителей и детей:
  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;
  • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
    Коррекция отношения к «я» (к себе):
  • формирование адекватной самооценки;
  • приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
  • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
  • обучение приемам саморегуляции психического состояния.
    Коррекция отношения к реальности (к жизни):
  • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
  • формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Читайте также:

Работа с родителями