Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Детские товары будут продавать по карточкам

18.06.2013 00:00 |

Уже в следующем году детские товары могут продавать по специальным карточкам, на которые будет перечисляться детское пособие. В Минпромторге заинтересовались опытом Петербурга, власти которого ввели пластиковые карты для семей с детьми.

Существуют два вида таких карт: карта "Детская" и карта "Дошкольная". На карту "Детская" перечисляется ежемесячное пособие на ребенка от рождения до 1,5 лет. На карту "Дошкольная" перечисляется ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Этими картами, то есть, по безналичному расчету, можно оплачивать покупки в специальных магазинах детских товаров. В Минпромторге заинтересовались питерским "ноу-хау" и хотят тиражировать этот опыт в других регионах страны. 
Сроки внедрения такой формы товарного обеспечения детских пособий еще не установлены, речь может идти о 2014-2015 годах. Пока нет и приоритетного списка товаров, рассказали "РГ" в Минпромторге. 
Распашонки, подгузники и игрушки многие родители покупают в интернет-магазинах. Так дешевле, говорят они "Что же касается вопроса финансового обеспечения этой программы, то средства, которые будут зачисляться на подобные карты уже предусмотрены в бюджетах разных уровней в виде различных пособий и других социальных выплат. 
Расходы же на выпуск карты, обслуживание терминалов оплаты возьмут на себя сами розничные сети и банки-партнеры", - прокомментировал инициативу "РГ" замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Впрочем, пока эта идея вызывает немало дискуссий, в том числе и в "родительской" среде. Так, мама полуторагодовалого ребенка москвичка Екатерина Кокорина, которая сейчас получает детское пособие на счет в банке, без привязки к специальной карте, считает, что деньги родителям лучше тратить по собственному усмотрению. 
"Распашонки, подгузники, игрушки мы покупаем в интернет-магазинах. Так дешевле, особенно, учитывая небольшой размер детских пособий. Что касается опыта Санкт-Петербурга, то наши друзья, которые как раз живут в этом городе и также являются родителями, немалые деньги тратят на ортопедическую обувь для своего малыша. Понятно, что такой обуви в большинстве магазинов детских товаров просто нет", - рассказала молодая мама "РГ". 
Для того, чтобы создать систему продажи детских товаров по картам в специальных магазинах, нужна очень широкая сеть самих магазинов, их должно быть не меньше, чем отделений почты, считает социолог Евгений Владимиров. 
"Представьте себе, условно говоря, деревню Некрасовка, которая находится за 300-400 километров от среднестатистического областного центра. Какие там могут быть специальные магазины детских товаров? И сколько должна потратить денег мама из этой деревни, чтобы доехать до города и получить те же игрушки по карте? То, что хорошо для Санкт-Петербурга, может быть неприемлемо для других регионов России", - считает Евгений Владимиров. 
А, если представить, что бабушки и дедушки уже обеспечили внука необходимыми детскими товарами на три года вперед, то детское пособие, лучше потратить на тот же бассейн для ребенка, считает эксперт. 
В целом эта идея может быть неоднозначно воспринята как прогрессивной, так и консервативной частями общества, убежден Евгений Владимиров. 
Однако в Минпромторге на этот вопрос смотрят шире. Продажа игрушек, одежды и прочих товаров по картам, по мнению представителей ведомства, во-первых, ограничивает возможность нецелевого использования детских пособий. 
"Благополучные семьи, как показал опыт, спокойно относятся к такой форме материального пособия. Ведь никто не критикует материнский капитал, по которому наличные деньги женщинам тоже не выдаются", - отметил Виктор Евтухов. 
Во-вторых, по мнению представителей ведомства, предлагаемая система позволит поддержать отечественных производителей детских товаров. 
"Выплата детских пособий на пластиковые карты в Санкт-Петербурге практиковалась еще с 2002 года. Повсеместное использование карт привело к тому, что широкий ассортимент детских товаров был представлен не только на полках специализированных магазинов, но и сетевого ритейла. 
Представители торгового бизнеса, оценивая, что к ним придут родители с такими картами, стали расширять ассортимент детских товаров. В итоге это увеличило не только их доступность, но и ликвидировало монополию со стороны специализированных магазинов", - пояснил Виктор Евтухов. 
По его словам, в том числе об этом идет речь в разработанной Минпромторгом стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года, которую 6 июня утвердило Правительство России. Основные задачи Стратегии - увеличение доли российских товаров для детей и сокращение в этой сфере теневого рынка, который сегодня составляет около 30 процентов. 
Впрочем, по мнению главного экономиста "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерия Миронова, для развития отечественной индустрии детских товаров, в первую очередь, нужны другие меры. 
"Отрасли нужна рабочая сила, надо готовить специальные кадры. Нужны меры государственной поддержки, например, компенсация тех же ставок по кредитам, привлекаемым на модернизацию и развитие производства детских товаров. Дальше рынок уже сам сработает. А если говорить о картах, то для бедных семей с высокой склонностью к потреблению эта мера может быть хороша, как одна из мер. Почему бы и нет", - отметил эксперт.