Итоги «круглого стола» РАСО и Фонда поддержки детей: «жертвами» в истории физического наказания детей являются не только дети, но и их родители
02.09.2009 00:00 |
31 августа комитет РАСО (Российской ассоциации по связям с общественностью) по социальному развитию совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провели «круглый стол» «Стратегии для коммуникативной кампании «Ответственное родительство». Главной проблемой кампании станет жестокое обращение с детьми.
Представители Фонда поддержки детей сообщили результаты общероссийского социологического исследования по теме «Ответственное родительство», проводившегося в апреле - мае 2009 года, в результате которого выяснилось, что около 50% опрошенных взрослых подвергались физическому наказанию в своих семьях в детстве и примерно такое же их количество продолжает применять физическое наказание по отношению к собственным детям. То есть имеется тенденция к сохранению традиции физического наказания при воспитании детей. В стране достаточно много случаев недопустимо жестокого обращения с детьми, которое приводит к смерти, инвалидности, тяжелым физическим и психическим травмам. Именно поэтому проблема жестокого обращения с детьми стала основной в рамках кампании.
Креативный директор студии «ДизайнДепо» Петр Банков представил вниманию собравшихся наиболее интересный зарубежный опыт, сообщив при этом, что для России должна разрабатываться иная, более жесткая кампания, иначе до родителей просто не достучаться. Однако многие из присутствующих с ним не согласились, в том числе и директор Агентства социальной информации (АСИ) Елена Тополева. «Мы в России пока вообще не готовы говорить об этой теме, - сказала она, - и в данной ситуации говорить слишком жестко - значит вообще закрыть восприятие этой темы». Тему отсутствия языка в нашем обществе, на котором могло бы происходить обсуждение жестокого обращения с детьми, продолжил Денис Терехов, генеральный директор Агентства «Социальные сети». Проведя специально к «круглому столу» мониторинг блогов, он обнаружил только 37 записей, которые звучали примерно так: «меня сегодня побил отец». И только 8 из этих записей остались активными.
Поэтому вопрос выработки языка общественного и индивидуального обсуждения темы насилия над детьми, а также организации специальных мест и каналов, где бы это обсуждение могло происходить, стал одним из самых обсуждаемых на «круглом столе». В качестве основного месседжа кампании Елена Тополева предложила считать формирование нормы: «Не бить детей ни при каких обстоятельствах!». Александр Спивак из Национального фонда защиты детей от жестокого обращения предложил рассматривать как один из важных аспектов кампании создание единого «телефона доверия» с легко запоминающимся номером. Директор Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Отрадное» Татьяна Барсукова, которая много лет работает с родителями и детьми, уверена, что кампания против жестокого обращения с детьми будет иметь успех только тогда, когда общество будет не осуждать, а покажет, что оно готово помочь родителям, которые наказывают детей. Татьяна Барсукова и Леонид Колодкин, директор по развитию «СПН Огилви», также обсуждали необходимость выбирать место и время для коммуникации с родителями так, чтобы у них была наибольшая мотивация и заинтересованность к такой коммуникации.
Преподаватель Высшей школы экономики Гузелла Николайшвилли предложила использовать кампанию для внедрения определенных моделей поведения родителей и детей и, конечно, для их просвещения.
Подводя итог почти двухчасового обсуждения, председатель комитета РАСО по социальному развитию Юлия Грязнова сообщила, что, пожалуй, главным открытием на этом «круглом столе» стало то, что «жертвами» в истории физического наказания детей являются не только дети, но и их родители, которые применяют физические наказания, потому что не имеют знаний о том, как иным образом разрешить возникающие конфликтные ситуации во взаимоотношениях с ребенком.
Обсуждение подходов к кампании против жестокого обращения с детьми продолжится, его результатом в 2009 году станет разработка стратегии коммуникативной кампании и проведение самой кампании в 2010 - 2011 годах.