Хочу быть мутантом: недетские мультфильмы изменили психику целого поколения
21.12.2011 00:00 |
В следующем году вступит в силу .
Новый закон должен убрать с глаз юных телезрителей информацию, содержащую насилие, побуждающую их совершить поступок, угрожающий здоровью или жизни, способную вызвать желание закурить, выпить или употребить наркотики. Само собой, невидимыми для детей должны стать нецензурная брань и порнография. Под действие закона попадает не только телевидение, но и любая информация, распространяемая публично.
- Телевидение и телевизор давно уже стали воспитателями во многих наших семьях, - говорит Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. - Нужно требовать от телеканалов убрать с экранов насилие, жестокость, сексуальную пропаганду, прекратить эксплуатацию детских образов и детских историй.
Уже не первый год не стихают споры вокруг недетских мультфильмов, демонстрируемых на канале "2х2".
- Ребенку нужно достичь определенной стадии развития, чтобы понимать, что на экране сказано в шутку, а что всерьез, - считает профессор факультета журналистики МГУ Елена Пронина. - Тесты показывают, что у детей, которые периодически смотрят взрослые мультфильмы, повышен уровень допустимости агрессии в повседневной жизни. А на простой вопрос "Кем ты хочешь быть в будущем?" дети часто отвечают: "Роботом-мутантом".
Однако решать, что нельзя показывать детям, следует очень осторожно, уверена главный продюсер телеканала "Карусель" Екатерина Соколова:
- Помните такую детскую считалку "вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана"? Чем не триллер? "Вредные" сюжеты можно отыскать в любой детской сказке. У нас же и без того производится очень мало детских фильмов, передач, рассчитанных на массовую аудиторию. Наполнять эфир приходится в основном зарубежными продуктами.
Детское телевидение, как и детское кино, должно быть дорогим, считает художественный руководитель программы "АБВГДейка" Татьяна Черняева:
- В прошлом десятилетии я наблюдала за тем, как убивали детское телевидение, как уходили профессионалы, замену которым сегодня не воспитывает ни один факультет журналистики. Последние три-четыре года ситуация улучшилась. Но новые сказки для детей, достойные заменить золотой запас советского кино, до сих пор не снимает никто. Это очень затратная работа, ведь ребенку нужно зрелище - костюмы, спецэффекты. Кроме того, продукт должен быть очень качественным по содержанию: от четырех до семи лет человек усваивает 95 процентов информации о жизни. Появление каналов для детей - хороший признак, но ограничивать детей только детскими каналами нельзя - центральные каналы должны перестать быть бездетными.
После вступления в силу закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" содержание эфира будет разделено на возрастные категории:
- В большинстве цивилизованных стран такое деление существует уже давно, - рассказывает Ольга Пристанская, начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. - Согласно закону, решать, к какой категории относится та или иная информация, будут не чиновники, а производитель или распространитель продукта. Размещение рекламы во время показа детских передач не запрещается, но требования к содержанию такой рекламы будут жестче. Зато анонс взрослых передач в детские часы будет под запретом. Важно, что действие закона не ограничивается только телевидением - имеется в виду любая информация, распространяющаяся публично.