Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Левитская: «Работники образования обязаны реагировать на признаки семейного неблагополучия»

10.11.2010 00:00 |

Профилактика — основа системы защиты детей от жестокого обращения, неоднократно отмечалось как российскими, так и французским экспертами в сфере детства на совместной конференции «Защита детей от насилия», прошедшей 9 ноября. В 2009 году органы опеки и попечительства РФ около 6 тыс. детей изъяли из семьи в связи с жестоким обращением, сообщила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алина Левитская.

По ее словам, признаки неблагополучия в семье, а также в детских учреждениях должны выявлять работники образовательных учреждений, которые ежедневно контактируют с детьми. «Работники образования не только могут, но и обязаны реагировать на все прямые и косвенные признаки неблагополучия ребенка… Эта обязанность установлена федеральным законодательством», — отметила Левитская. По ее словам, эти специалисты должны обладать навыками профилактической работы. Поэтому в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» будут проводиться курсы повышения квалификации для руководителей и работников образовательных учреждений. Чтобы исключить риск насилия вне семьи, в Госдуме РФ рассматривается законопроект, запрещающий работать в образовательных учреждениях людям, имевшим судимость любой степени тяжести, напомнила Левитская.

Как рассказал корреспонденту АСИ директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон» Евгений Цымбал, наконец-то на государственном уровне появилось осознание необходимости решать проблему жестокого обращения с детьми. «Приходит понимание опасности жесткого обращения, в особенности сексуального насилия. Однако отсутствует осознание всего круга проблем, связанных с этим вопросом...» — отметил Цымбал. Как пример — законопроект об ограничении доступа осужденных в образовательные учреждения: запрет распространяется только на педагогических работников, однако практика показывает, что около половины преступлений сексуального характера в отношении учащихся совершает вспомогательный персонал, отметил эксперт. Кроме того, многие родители пострадавших детей не видят необходимости в их реабилитации. «Все надеются, что время лучший лекарь… Однако если с пострадавшими от насилия не работали психологи и другие специалисты, велика вероятность того, что из них вырастут люди, которые будут совершать подобные преступления», — пояснил Цымбал. Он отметил необходимость профессиональной работы как с детьми, пострадавшими от насилия, так и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. В качестве положительного примера он привел опыт Франции, представленный на конференции, где ребенок, находящийся в опасном положении, становится объектом пристального внимания различных социальных служб и полиции.

В России, по мнению эксперта, «бросаются в драку, когда нет оснований для такого решительного вмешательства», то есть изъятия ребенка из семьи. «Это подрывает саму идею социального вмешательства в семью. Все, о чем говорится в последнее время на государственном уровне, – до какой степени государство готово впустить специалистов в семью, чтобы защитить интересы ребенка…» — подчеркнул глава «Озона». Он считает, что социальный патронат, который предусматривает сопровождение семьи, находящейся в опасном положении, согласно одному из законопроектов Минобрнауки, должен заключаться не только на основании договора с родителями, но и прописываться на основании решения суда или органов опеки и попечительства как альтернатива административных форм воздействия. «Вмешательство в семью социальных служб должно выстраиваться как альтернатива наказанию. Тогда это будет принято населением», — отметил Цымбал.