Минобрнауки опросит родителей, что должны дети знать после школы
04.09.2013 00:00 |
Ведомство определится с необходимым перечнем знаний по итогам 9-го и 11-го классов.
Минобрнауки решило проводить ежегодные опросы общественного мнения о минимальном необходимом уровне школьных знаний. В этом году ведомство должно разработать концепцию анализа общественного мнения, а со следующего — запустить опросы родителей, преподавателей и научного сообщества. Их результаты используют для формирования образовательных программ. Об этом "Известиям" рассказал источник в министерстве.
С 1 сентября вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", который полностью меняет систему преподавания в стране. Действовавшие с 2004 года федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) давали школам большую свободу в составлении программ. Теперь же программы должны стать в большей степени едиными.
— ФГОС — это рамочный документ, определяющий только ключевые ориентиры образования: требования к результатам освоения программы, ее структуре. Он не фиксирует содержание образования, — поясняют в Минобрнауки.
— Сейчас ФГОС 2004 года будет заменен единым минимумом содержания образования.
После общественных слушаний будет сформирована экспертная группа, которая отберет наилучшие варианты, предложенные обществом.
В Минобрнауки считают, что содержания общего образования должно удовлетворять нескольким требованиям: соответствие социальному заказу общества, потребностям учащихся, возрастным возможностям школьников.
О новой инициативе министерства знает директор Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина.
— Сейчас действительно идет работа по этому направлению. С единым минимумом образовательных программ пока много неясного. Непонятно, каким он должен быть, — говорит Абанкина. — Сейчас обсуждается, кто и за что в данном процессе будет отвечать. Придется урегулировать многие процедуры, чтобы общественность имела право согласования при составлении данного минимума.
Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов видит в новой инициативе положительные стороны, но опасается, что мнение педагогов не будет учтено.
— Сейчас стандарты вызывают нарекания у преподавателей, потому что они прописаны широко и абстрактно. Конечно, обсуждения — это хорошо, но чиновники оставляют за собой право окончательного решения. У общества здесь совещательные функции, — говорит Демидов.
Сопредседатель межрегионального профсоюза напомнил, что стандарт преподавания истории уже не прошел через фокус-группу учителей.
— Отрицательные отзывы уже получил стандарт преподавания истории, который нам навязали. Многие учителя сказали, что он бесполезен, а следовательно, вреден. Но его уже сделали обязательным. Обсуждения необходимы, чтобы обойти подобные ситуации, — добавил Демидов.