Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Младенцы осваивают родной язык по жестам родителей, выяснили ученые

25.06.2013 00:00 |

Словарный запас и речевые навыки у дошколят в детских садах во многом зависят от того, насколько активно их родители жестикулировали в ходе разговоров и игр с ними в первые годы жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Что было удивительно, социально-экономический статус родителей почти не влиял на "качество" обучения их детей. Малообеспеченные родители могли так же хорошо преподавать первые азы речи, как и люди с высоким социальным статусом и достатком", — заявила ведущий автор статьи Эрика Картмилл (Erica Cartmill) из университета Чикаго (США).
Картмилл и ее коллеги выяснили, что жесты родителей играют важную роль в развитии речевых навыков у их малолетних детей при помощи любопытного психологического эксперимента. Сначала ученые подготовили 50 видеосюжетов длиной в полтора часа, в ходе которых молодая мама общалась со своим сыном или дочерью, реагируя на их просьбы или жесты. Затем они "запикали" на них звук и показали их 218 добровольцам, которые должны были угадать слова, которое мать говорила ребенку.
По замыслу экспериментаторов, этот прием должен был помочь им оценить, насколько жесты и другие формы невербального общения могут влиять на то, насколько запоминающимися будут те или иные слова матери для ее ребенка. Для этого ученые проследили за тем, сколько слов удалось отгадать добровольцам, и сравнили эти данные с тем, насколько богатым был словарный запас детей на видеороликах.
К удивлению психологов, культурный фон, достаток, образование родителей и другие социально-экономические факторы несколько меньше влияли на количество слов, которые знали дети, чем того ожидали увидеть ученые. С другой стороны, активное жестикулирование, эмоции и другие формы невербального общения объясняли примерно четверть различий в глубине словарного запаса у детей. Ученые полагают, что этот факт следует учитывать родителям и воспитателям в детских садах при разговорах с дошколятами.