Московские вузы начнут курировать слабые школы
11.09.2014 12:07 |
Чтобы поднять уровень образования в школах с низким рейтингом, столичные университеты будут делегировать ректоров в управляющий совет и вводить спецкурсы для старшеклассников
Столичные вузы могут начать курировать слабые школы, которые не входят в топ-400 лучших образовательных учреждений Москвы. Как рассказал «Известиям» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, который предложил департаменту образования разработать программу поддержки отстающих школ, университеты должны отправлять своего представителя в управляющий совет, а также создавать дополнительные курсы профориентации для старшеклассников, чтобы помочь им в дальнейшем поступлении в вузы.
По мнению Ярослава Кузьминова, ведущим московским вузам необходимо сотрудничать со слабыми школами, чтобы подтянуть их уровень.
– У нас остается проблема устойчиво слабых школ со стабильно низкими образовательными результатами, – говорит Кузьминов. – Такие школы нужно поддерживать целевым образом. Вузы могли бы выступать патронирующими организациями для школ из нижней половины топ-400, а также для школ, находящихся за пределами публикуемой части рейтинга.
Кузьминов подчеркнул, что уже сейчас многие университеты создают на своей базе лицеи и предуниверсарии (для школьников 10–11 классов), которые являются структурными подразделениями вузов, однако в большинстве случаев это касается школ с высокими результатами.
– В Москве происходит процесс полноценной интеграции высшего и среднего образования. Больше нет того рва, который раньше разделял вуз и школу, – отметил Кузьминов. – Университет мог бы делегировать ректора или другого представителя в управляющий совет слабой школы. А вузовские профессора и преподаватели могли бы участвовать в обучении старшеклассников, вводить предметы по выбору, что позволило бы расширить линейку профилей в старшей школе.
В то же время, по словам Кузьминова, нельзя забывать, что у вузов есть собственные задачи, для осуществления которых они предпочитают сотрудничать с сильными школами.
– У вузов есть собственные задачи при совместной работе со школами. Главное – это формирование профессиональной ориентации по своему направлению. Вузы готовят для себя будущих студентов, именно поэтому многие предпочитают работать с сильными школами, – говорит он. – При этом есть вузы – и ВШЭ себя к ним относит, – которые видят свою социальную миссию шире.
Развитием слабых школ должны заняться в первую очередь педагогические вузы, отметил Кузьминов.
– У нас есть, например, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет, — продолжил Кузьминов. – Они должны совместно с департаментом образования взять на себя блок слабых школ. Это могут быть не только административные усилия, но и усилия молодых людей, которые сформировались как профессионалы в этих вузах. Ведь один из методов поднять слабую школу – привести туда новый коллектив и дать возможность амбициозной команде начать работать.
Напомним, что рейтинг столичных школ составляется ежегодно. На основе таких показателей, как результаты ЕГЭ, участие учеников в московской и всероссийской олимпиадах, формируется топ-400. Лучшие школы получают дополнительное финансирование. К примеру, в прошлом году первым 10 школам было выделено по 15 млн рублей, следующим 25 – по 10 млн рублей, и еще 50 – по 5 млн рублей. Всего же в Москве, по данным Мосгорстата, порядка 1,5 тыс. общеобразовательных учреждений.