Ежегодно 25 мая отмечается Международный день пропавших детей, который был учрежден по инициативе Европейской федерации по розыску пропавших и оказавшихся жертвами сексуальной эксплуатации детей. Таким образом организация попыталась привлечь внимание общественности к проблеме пропажи несовершеннолетних. В России этот день отмечают второй раз.
Пропавших детей принято делить на "потеряшек" (которые заблудились) и "бегунков" (которые целенаправленно сбежали из дома). Из общего количества пропавших детей подавляющее большинство — 70-80% — это "бегунки", остальные — "потеряшки".
По мнению директора по развитию Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Сергея Георгиевского, помимо самого поиска пропавших детей, остро стоит проблема реабилитации найденных ребят.
"Пропавшие дети и их семьи нуждаются в долгосрочной реабилитации и терапии уже после случившегося", — сказал он.
С ним согласен координатор поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" Григорий Сергеев. Он отметил, что на улице ребенок может оказаться либо объектом, либо субъектом преступления, поэтому искать и возвращать детей в семью нужно обязательно.
Побег как результат отсутствия доверия
Детские психологи убеждены, что побег ребенка из дома можно предотвратить, если создать в семье доверительную атмосферу.
"Это ключевая цель — создать такое поле дома, чтобы человек, не важно, ребенок или взрослый, знал, что он может именно домой прийти со всеми своими бедами и проблемами," — сказала РИА Новости детский психолог Любовь Огаркова. Она также отметила, что важно в общении с детьми проявлять деликатность, не навязываться с расспросами, дать понять, что они будут услышаны дома.
С ней согласна детский психолог Наталья Барложецкая. Она отметила, что побег — это результат того, что ребенка дома не услышали. "Как правило, результат отсутствия доверительных отношений в семье, того, что ребенок не смог обратиться к родителям с какой-то проблемой, не смог решить эту проблему. Ребенок обычно бежит куда-то, то есть ему есть, куда пойти. Туда, где у него сложились хорошие, более доверительные отношения," — сказала она.
Психолог подчеркнула важность того, что именно на родителях лежит ответственность за формирование доверительной атмосферы в семье, а не на незрелом ребенке. "Дети не бегут из благополучных семей," — добавила она.
Контрольные звонки
Чтобы ребенок не потерялся, родителям всегда нужно знать, где он находится. Психологи рекомендуют максимально занимать ребенка школьного возраста секциями и кружками. Хорошо, если у него при этом есть мобильный телефон с возможностью родителям определять, где их сын или дочь находится, отмечает эксперт.
"Можно договориться с ребенком, чтобы в течение дня были договорные контрольные звонки. Обязательно нужно иметь в виду, что такие звонки нельзя комментировать. Если ребенок позвонил и сказал, что задерживается, то не нужно кричать на него за это. Иначе в следующий раз ребенок просто не скажет об этом", — советует Барложецкая.
При этом она отмечает, что эта ситуация может быть комфортна и самому ребенку — он отзвонился, и теперь свободен.