Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Около четверти россиян не способны к осмыслению письменных текстов

02.08.2018 10:02 |

Об этом 30 июля заявила министр просвещения Ольга Васильева.

«По разным данным, от 22 до 25 % населения страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте», — пояснила Васильева.

Функциональность чтения – это способность к осмыслению письменных текстов, извлечению из них информации, которую затем можно использовать для достижения собственных целей. В этом случае из простого навыка чтение становится знанием, которое «пригождается в жизни» на каждом шагу. Этому обучаются в детстве. Как говорит министр, сложности с чтением, которые не удалось преодолеть в раннем возрасте, накапливаются к средним классам. А затем решить проблему становится почти невозможно.

«Ребенок читает текст, не понимая прочитанного», – отметила она. По ее словам, перед Россией стоит задача вернуться в топ-5 стран по навыкам функционального чтения к 2022 году. Чтение всегда рассматривалось как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Но чтение, в котором отсутствует понимание прочитанного, ведет к функциональной безграмотности — когда накопленные в период активного образования знания, не применяются на практике и не улучшают качество жизни человека. Именно функциональная грамотность определяет общий уровень развития общества, его способность двигаться вперед на основе усвоенных знаний, а у отдельного человека — уровень профессионализма, самостоятельности, самоопределения личности. Российское образование часто упрекают в том, что ученики не могут применить полученные знания в повседневной жизни — не обладают финансовой, правовой, гражданской, экологической и тд грамотностью.

Дети покидают учебные заведения будучи функционально безграмотными, что в целом не позволяет обществу перейти на иной уровень качества жизни. Поэтому россияне предпочитают жить как «жили деды», применяя на практике их опыт и навыки, когда окружающая реальность уже ушла далеко вперед. А все начинается с функционального чтения, когда смотришь в книгу и «видишь не фигу», а не новую информацию, способную изменить жизнь.

Источник: Столица С