PISA-2012: Российские школьники улучшили показатели грамотности
03.12.2013 00:00 |
Российские школьники пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность – математическая, читательская и естественнонаучная – растет. Об этом свидетельствуют опубликованные во вторник результаты международного мониторинга PISA-2012.
Российские школьники пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность – математическая, читательская и естественнонаучная – растет. Об этом свидетельствуют опубликованные во вторник результаты международного мониторинга PISA-2012. Анализ данных исследования поможет российской системе образования провести работу над ошибками и продвинуться вперед, считают эксперты.
Во вторник во всем мире были оглашены результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012. Авторы исследования, которое раз в три года проводится среди 510 тысяч учащихся из 65 стран мира, изучили, насколько хорошо 15-летние подростки владеют математической, читательской и естественнонаучной функциональной грамотностью. В мониторинге приняли участие более пяти тысяч молодых россиян, обучающихся в школах и техникумах 42 регионов России.
Первые места в мониторинге PISA-2012, как и прежде, заняли страны Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Япония), а также Финляндия. Россия занимает 34 место по математической грамотности, 42 место — по читательской и 37 место — по естественнонаучной. Несмотря на невысокие относительные результаты, эксперты отмечают, что в абсолютном выражении образовательные умения и навыки российских подростков за три года выросли, и эта благоприятная тенденция будет сохраняться и впредь.
Грамотность для жизни
Исследование PISA, организованное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 2000 года, исследует так называемую функциональную грамотность подростков – способность применять знания в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.
Мониторинг дает ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценной жизни в современном обществе? Могут ли они решать задачи, с которыми им придется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений?
К сожалению, у российских школьников и учащихся техникумов и колледжей при неплохой теоретической подготовке всегда были затруднения с умением применять школьные знания на практике. Дело здесь в "предметоцентрированности" российской школы. Потому нашим соотечественникам пока не удается подниматься на верхние строчки практико-ориентированного мониторинга PISA, в отличие от других международных исследований грамотности PIRLS и TIMSS, полагает вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.
По его словам, в TIMSS проверяются предметные знания по математике и естествознанию (физике, химии и биологии), владение этими предметами, ставятся учебные задачи. А PISA проверяет не предметные знания, а компетенции, способность использовать школьные знания за пределами школьного урока, умение решать задачи "из жизни".
"В советское время был популярен мультик, где школьник решал задачу "сколько нужно землекопов, чтобы вырыть траншею такой-то длины за такое-то время?" и получал ответ «полтора землекопа". Это типичный пример, когда задача решается как предметная, а не как задача из жизни. В наших школьных учебниках почти нет задач из жизни, все они предметные", — рассказал РИА Новости эксперт.
Результаты выросли
Тем не менее, мониторинг 2012 года показал, что результаты российских учащихся 15-летнего возраста за последние три года улучшились практически по всем направлениям. На 14 баллов (с 468 до 482) повысились средние результаты по математической грамотности; на 16 баллов (с 459 до 475) — по читательской; на 8 баллов (с 478 до 486) — по естественнонаучной. При этом, как говорят исследователи, в России увеличилось число учащихся с высокими уровнями грамотности. Напротив, число «двоечников» постепенно сокращается: по данным PISA 2012 года в России их стало меньше, чем в среднем по всем странам, принимавшим участие в исследовании (26%).
"Безусловно, у нас есть некоторое продвижение вперед по сравнению с нашими результатами прошлых лет. Здесь играет роль "эффект развития поколений", то есть школьники стали лучше учиться за счет разных условий. В начале 1990-х были совсем другие условия обучения, чем в начале 2000-х", — отметил Виктор Болотов.
При этом были и остаются проблемы со школьными учебниками и подготовкой учителей, считает вице-президент РАО. По его мнению, помочь может внедрение новых стандартов для основной школы, которые разработаны в "компетентностном" и "деятельностном" залоге, а не в духе "выучи – запомни – повтори".
"И если школа реально, а не на бумаге, перейдет на новые образовательные стандарты, российские результаты в исследовании PISA станут значительно лучше", — подчеркнул эксперт.
Город и село
При проведении мониторинга исследователи обнаружили, что математическая грамотность российских подростков связана с размером города или села, где они живут: чем больше жителей в населенном пункте, тем выше достижения учащихся. Результаты учеников из городов-миллионников на 60 баллов выше, чем у их ровесников из сел и деревень. В то же время в других странах это различие практически в два раза меньше – оно составляет только 34 балла.
Подтвердилась связь уровня математической грамотности российских подростков с социально-экономическим положением их семей. Результаты учащихся из семей с низким достатком и социальным статусом оказались значительно ниже, чем у детей из семей со средним и высоким социальным уровнем. Это связано с тем, что уровень образования населения в больших городах все-таки выше, чем в сельской местности, а образование родителей влияет на школьные успехи детей, считает Виктор Болотов.
"Хорошо известна корреляция: если у папы и мамы есть высшее образование, то у их ребенка гораздо выше шансы хорошо сдать тест, чем в том случае, если папа и мама не имеют высшего образования. И с этим ничего не сделаешь, так же как не заставишь людей с высшим образованием жить в сельской местности", — отметил он.
Вторая причина, по его мнению, состоит в разной насыщенности социокультурной среды, неравной доступности образовательных ресурсов для школьников.
"Понятно, что в городе образовательных ресурсов больше, чем в сельской местности. И тут интернет вполне может помочь сельским школьникам не терять позиций по сравнению с городскими школьниками. Необходим насыщенный образовательный интернет-ресурс, который доступен всем", — подчеркнул эксперт.
Неравенство сокращается
Впрочем, за последнее десятилетие образовательное неравенство среди подростков сократилось: результаты учащихся с низким социально-экономическим статусом увеличились на 22 балла, а результаты их ровесников с высоким социально-экономическим статусом – лишь на 11 баллов.
Рост грамотности 15-летних учащихся сельских школ и учащихся с низким социально-экономическим положением семей говорит о повышении доступности общего образования в стране, и эту положительную динамику в российской системе образования необходимо закреплять, считают исследователи. В том числе и с учетом данных международных исследований.
Впрочем, результаты предыдущих мониторингов PISA уже вовсю используются российской системой образования. Так, например, при подготовке новых стандартов образования для основной школы применялись некоторые подходы из этого международного исследования. Работа будет продолжаться и в будущем.
"Сейчас мы будем проводить более глубокий анализ того, как выполняли российские ученики те или иные задания по разным предметам. Мы будем вносить коррективы в программы повышения квалификации и подготовки педагогов. Конечно, авторы учебников будут использовать результаты исследования при подготовке следующих изданий своих пособий", — резюмировал Виктор Болотов.