Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Прошел круглый стол «Защита прав детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние, проблемы, перспективы»

29.11.2011 00:00 |

Сегодня Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов принял участие в работе круглого стола «Защита прав детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние, проблемы, перспективы».

В ходе круглого стола Павел Астахов обратил внимание на то, что сегодня остро стоит вопрос поддержки семей, которые берут на воспитание детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. «Такие семьи нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Это настоящие герои, их истории должны как можно чаще появляться в СМИ», - подчеркнул Уполномоченный.

Он также добавил, что Уполномоченные по правам ребенка в регионах и чиновники на местах должны понять, в чем нуждаются такие семьи, оказать им материальную, психологическую и другие виды поддержки: «Родители ребенка с тяжелыми врожденными заболеваниями должны понимать, что они не останутся один на один с бедой. Им должны помогать, предлагать программы реабилитации. Тогда отказываться от таких детей будут меньше – вот, что важно».

В рамках круглого стола участники обсудили такие актуальные вопросы, как обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами, создание доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно жаркие дискуссии разгорелись вокруг проблемы развития инклюзивного образования. Как отметил руководитель РОО содействия защиты прав детей «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер, инклюзивное образование требует коренного изменения в самом образовательном процессе. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Валерия Андреева и Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович подчеркнули, что на сегодняшний день существует проблема законодательной неурегулированности инклюзивного образования, что влечет за собой проблемы финансирования.

Консультант Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина рассказала о перспективах образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Россия в 2008 году подписала Конвенцию о правах инвалидов и в настоящее время ведется подготовка к ее ратификации. В качестве своей главной задачи мы рассматриваем создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей-инвалидов с учетом их психофизических особенностей», - отметила спикер.

По словам Ирины Терехиной, принципиальная позиция Министерства – вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться, исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

В настоящее время приоритетным направлением развития системы образования детей-инвалидов является организация их обучения и воспитания совместно со здоровыми детьми в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России – в частности, в Послании Федеральному Собранию от 11 ноября 2009 года, а также в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая предусматривает создание в каждой школе универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В прошлом учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось: в обычных классах – более 100,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционных классах – более 119,7 тыс. детей.

В программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175), осуществляются мероприятия по созданию в регионах сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Из федерального бюджета на эти цели в 2011-2015 годах будет выделено 9 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации 8,8 млрд. рублей.

Реализация этих мероприятий даст возможность в течение 5 лет (в 2011-2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 20% обычных общеобразовательных учреждений. В 2011 году будет создано 300 базовых учреждений в 36 субъектах Российской Федерации.

Также в рамках реализации Программы будет осуществлено повышение квалификации не менее 24 тыс. специалистов образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий (из них 900 – в 2011 году).

Одну из категорий детей-инвалидов, традиционно требующих особого внимания в контексте реализации их права на образование, составляют дети, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

В 2009 году в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» запущен проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предполагающий в каждом субъекте Российской Федерации: создание центров дистанционного образования детей-инвалидов; оснащение рабочих мест детей-инвалидов по месту их проживания специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования, а также предоставление им доступа в Интернет; обучение родителей и подготовку педагогов для этой работы.

На реализацию проекта из федерального бюджета в 2009 году выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах - по 2,5 млрд. рублей.

По итогам 2010 года на дому в дистанционной форме обучалось 12,8 тыс. детей-инвалидов (в 2009 году – около 3,9 тыс. детей-инвалидов). К концу 2011 года планируется создать условия для дистанционного обучения еще около 8 тыс. детей-инвалидов. По итогам реализации данного мероприятия ПНПО, к концу 2012 года, возможность обучаться на дому в дистанционной форме будут иметь практически все дети-инвалиды, не имеющие медицинских противопоказаний и желающие обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий (по данным из регионов это около 26 тыс. детей).