Психологи рассказали, какие мультфильмы полезно смотреть детям
28.10.2013 00:00 |
Мультипликационные фильмы способны развивать у детей самые разнообразные чувства: от милосердия и справедливости до жестокости и насилия. Психологи рекомендуют родителям не допускать к экрану детей младше трех лет, а малышам постарше показывать старые отечественные мультики и сказки.
Международный день анимации (International Animation Day), учрежденный в 2002 году Международной Ассоциацией Анимационного кино — ASIFA (International Animated Film Association), отмечается во всем мире ежегодно 28 октября.
Мультфильмы не для малышей
Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина полагает, что просмотр любых мультфильмов, даже самих хороших и добрых, не идет на пользу детям младше трех лет.
"Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается", — сказала она.
Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор.
"Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+", — сказала она.
Дети до трех лет вместо просмотра мультфильмов должны играть с реальными предметами, изучать их свойства, отметила психолог.
Родителям желательно присутствовать при просмотре мультфильма чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и конечно, ограничивать время просмотра.
В некоторых современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра.
"На самом деле большинство мультипликационных сериалов, которые снимают за рубежом и к нам привозятся, они для дошкольников категорически не подходят именно по причине того, что там происходит быстрая смена событий. К ним относятся Человек-паук, Бен Тен, Винкс и так далее", — отметила эксперт.
Матушкина рекомендует родителям при выборе мультфильмов для своих детей в первую очередь обращать внимание на старые, добрые, классические мультфильмы, а детям постарше, по ее словам, понравятся приключенческие мультфильмы.
Значение главного героя
Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами — это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы.
Нужно остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизни. "Такие игры интересны не только мальчикам, но и девочкам. И мы замечаем, что девочки начинают драться ногами как Черепашки-ниндзя. Девочки становятся жестокими не только словесно, но и в поведении", — сказала Абраменкова. Она просит обратить внимание, что если главный герой в мультфильме — это сверстник, то такой персонаж, безусловно, должен быть позитивным, потому что детям свойственно подражать.
Агрессия и жестокость
В России некоторое время назад было проведено исследование о влиянии мультфильмов "Ну, погоди!" и "Белоснежка и семь гномов" на детей, сообщила Абраменкова. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в мультфильме "Белоснежка и семь гномов", сообщила она. Также выяснилось, что во время просмотра "Ну, погоди!" дети чаще всего симпатизировали волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, заяц обижал волка.
Некоторые современные родители не стараются воспитывают в своих детях добро, справедливость и жалость. Они, наивно полагают, что "если мир такой жестокий, путь и мой ребенок тоже растет жесткий". "На это мне всегда хочется ответить, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего обращается против самого человека и против тех, кто воспитал такого отпрыска", — говорит психолог.
Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. "Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет — это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира", — добавила она.
Кроме того, современные мультфильмы не учат уважать взрослых. "Замечательный, казалось бы, мультфильм "Маша и медведь". Уже игрушки появились. Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка это усваивается как возможность обращаться так со взрослым", — пояснила психолог.
Абраменкова также резко раскритиковала телеканал "2х2" за пропаганду насилия и жестокости. "Это полное безобразие, это полное разрушение целого поколения. Если дети смотрят его, то наша служба не останется без работы, потому что нужно будет работать с этим поколением детей", — сказала она. По ее словам, она уже дважды писала экспертизу на этот телеканал по заказу Генпрокуратуры, но телеканал по-прежнему работает, нанося разрушительное воздействие на психику детей, отметила психолог.
Абраменкова рекомендует для просмотра детьми "12 месяцев", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Винни Пух". Эти мультики, по ее словам, прививают детям добро, справедливость и милосердие.