Российские школьники стали лучшими в мире по чтению
07.12.2017 09:56 |
В исследовании участвовали ученики начальных классов из 50 стран.
Российские четвероклассники заняли первое место в международном мониторинге грамотности чтения Progress in International Reading Literacy Study. Средний результат наших учеников — 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования в 2011 году. Позади нас остались такие страны-лидеры в образовании, как Сингапур, Финляндия и Китай (Гонконг), чьи результаты за эти пять лет выросли не так сильно.
- Такая динамика может быть связана с тем, что в начальной школе мы перешли от трехлетней программы образования на четырехлетнюю, - считает Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. - Лишний год дает добавку в результатах, это замечено по разным странам. Дети из начальной школы выходят со сформированным смысловым чтением.
Взрослые стали читать меньше для себя, и больше — для детей
В исследовании PIRLS ученикам 4-х классов предлагается прочитать несколько небольших текстов и ответить на вопросы по ним. Кроме того, каждый ученик, его родители и учителя отвечают на вопросы анкеты, где рассказывают о своем отношении к чтению, дополнительных занятиях и многом другом.
Здесь и здесь можно ознакомиться с заданиями PIRLS.
Так вот, по результатам этого исследования получается, что за последние 16 лет количество взрослых, которые любят читать, упало вдвое. Если в 2001 году таких родителей была половина, то в 2016 году любителей чтения — лишь четверть.
Сами же школьники, наоборот, читать любят. 46 процентов российских четвероклассников сказали, что очень любят читать, а еще 44 - читают время от времени.
- Данные показывают, что родители активно занимаются чтением с детьми до школы, - отмечает Андрей Захаров, руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Это может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются книгами.
Впрочем, у такого ответственного отношения к детям могут быть и экономические причины:
- Страна вышла из состояния дефолта, и у родителей появилось время думать о детях, - считает Виктор Болотов, -То есть, образование для родителей стало важнее необходимости заработать на кусок хлеба.
Дети стали чаще ходить в детсад, а детсады — лучше готовить к школе
Другой важный результат PIRLS — это ситуация с детскими садами. Еще 10 лет назад было не редкостью, когда ребенок получал место в детсаду чуть ли не накануне поступления в первый класс.
Сейчас ситуация изменилась. Если в 2001 году, по данным PIRLS, лишь 63 процента детей ходили детсад дольше 2 лет, то сейчас таких 83 процента. Стало меньше и тех, кто вообще не пошел в детсад: с 21 процента в 2001 году число домоседов упало до 13 процентов. То есть, в детские сады теперь действительно проще попасть.
- В целом, система дошкольного образования стала больше ориентироваться на подготовку к школе, - говорит Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - Дети начинают подготовку раньше и формируют необходимые умения для обучения в начальной, основной и средней школах.
Баллы школьников в международном рейтинге чтения PIRLS
2016/2011
Россия 581/568
Сингапур 576 /67
Гонконг 569/571
Ирландия 567/552
Финляндия 566/568
Польша 565/526
Северная Ирландия 565/558
Москва* 612
*впервые принимает участие в рейтинге отдельно