Российские ученые показали, как смартфоны вредят развитию детей
25.09.2018 10:02 |
Исследование продемонстрировало негативное влияние гаджетов на детскую психику.
Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета понаблюдали за особенностями контакта детей с гаджетами и разными компьютерными технологиями и разработали новые рекомендации по их использованию. Их работу публикует научный журнал «Психологическая наука и образование».
По словам младшего научного сотрудника Центра экспертизы игры и игрушек МГППУ Натальи Матушкиной, сегодня можно наблюдать, как компьютерные технологии все чаще встраивают в дошкольное образование, при это не опираясь на соответствующие исследования. Однако именно в этом возрасте у детей формируются ключевые способности, а именно — речь, восприятие, познавательная активность, воображение, самосознание, сообщает РИА Новости.
Тем не менее, поясняют ученые, исследования на эту тему противоречивы, ведь, кроме компьютера, на ребенка влияют еще множество факторов, и их практически невозможно учесть в одной работе.
В исследовании, которое провели специалисты МГППУ, ребята должны были выполнить одно и то же задание двумя способами: составляя картинку из настоящей бумаги или же на экране планшета.
И большую самостоятельность, как в выборе плана действий, так и в определении их успешности, продемонстрировали дети, которые работали с бумагой. Ребята, работавшие с планшетом, выполняли задание методом проб и ошибок, меньше варьируя свои действия.
Как пояснили специалисты, два эти сценария различаются, главным образом, вот чем: работая с настоящим материалом дети выступают субъектами деятельности, то есть, самостоятельно строят план и оценивают результат. Все это развивает самостоятельность и инициативность.
В электронной же версии главный мотиватор — реакция заранее заданной программы, ее поощрение или неодобрение; ребенок остается пассивным исполнителем.
Авторы исследования советуют приобщать ребенка к компьютеру как можно деликатней, не закладывать сверхценного отношения к играм и смартфонам, не предлагать их в качестве поощрения и наказания.
Также ученые рекомендуют избегать игр с «затягивающим» сюжетом — они провоцируют нарушение норм СанПиН по времени пользования компьютером; для детей в возрасте пяти-шести лет не больше 15 минут в день.
Альтернативой могут стать, утверждают специалисты МГППУ, компьютерные игры-головоломки, решение которых может помочь полноценному познавательному развитию и не вызвать зависимости.