Социологи рассказали о проблемах детских садов в России
18.06.2018 12:21 |
Исследование показало критическую переполненность групп и недостаточно хорошие общие условия.
Национальное исследование качества образования «НИКО-дошколка», которое провел Московский городской педагогический университет по запросу Роспотребнадзора, показало критическую ситуацию с переполненностью групп в детских садах и недостаточно хорошие общие условия.
Исследованием занимались специалисты Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ при участии НИТУ МИСиС и Академии «Просвещение». Исследование осуществлялось в два этапа. В сентябре 2016 в нем приняло участие 423 детских сада из 40 регионов. В 2017 году — 1301 детский сад из 74 регионов (2,6% детских садов РФ, 87% регионов). 367 детских садов участвовали в мониторинге дважды.
На сегодняшний день в детсадовских группах в среднем указано 27-28 детей. Из них присутствуют обычно порядка 65%. В материалах социологов указано, что происходит это из-за массовой болезни детей. Не готовы приводить малышей в дошкольные группы родители и по другим причинам.
В более чем трети групп детских садов — 34% — в списках числится свыше 30 детей. В 3% указано выше 40, а иногда и 50-55 человек. В 59,5% групп на момент мониторинга присутствовали свыше 25 воспитанников.
Специалисты признали недостаточно хорошими и условия в детских садах в целом для детей и воспитателей. Лишь в 17-18% российских учреждений создана атмосфера для воспитанников с особыми образовательными потребностями, причем оцениваются они как удовлетворительные. Из-за переполненности спален ребенок не получает минимального личного пространства для расслабления. В такой обстановке быстро распространяются инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости. Не учитываются и индивидуальные особенности ребенка в отношении дневного сна.
Предметно-пространственная среда в детских садах, отмечают социологи, недостаточно доступна для детей. Ее также отличают малые насыщенность и разнообразность. Причина этому кроется в том, что в образовательном процессе акцент сделан на непосредственную образовательную деятельность. При этом взрослый руководит действиями детей и раздает материалы.
Как отмечается в исследовании, в большинстве детсадов не заменяют продукты для детей, склонных или страдающих аллергией. Во время приема пищи зачастую отсутствует непринужденная обстановка, запрещены разговоры. Ситуации, когда воспитатель сидит с дошколятами за одним столом и разговаривает на интересные для них темы, являются редкостью.
В дошкольных учреждениях, как правило, отсутствуют и условия для воспитателей. У них нет ни времени, ни места для отдыха, специального помещения для обсуждений в коллективе или кабинета для беседы с родителями. Специалисты назвали происходящее отражением организационной культуры. В ней не учитываются потребности воспитателей, что приводит к профессиональному выгоранию и ухудшению взаимодействия с детьми.