В Красноярске впервые заработали инклюзивные пришкольные лагеря
14.06.2017 10:48 | Красноярский край
С особенными детьми занимаются специалисты – психологи, дефектологи и логопеды.
На базе 115 красноярских школ функционируют лагеря дневного пребывания. Пришкольные площадки посещают 12,5 тысяч ребятишек.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «В текущем году наряду со своими сверстниками в лагерях отдыхают и дети с повышенными потребностями. В 63-х школах созданы условия для 247 детей, среди них ребятишки слабовидящие и слабослышащие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, дети с синдром Дауна и расстройством аутистического спектра. В учреждениях разработана специальная программа сопровождения учеников, но при этом большую часть времени все ребятишки вне зависимости от состояния здоровья находятся вместе, посещают одни и те же мероприятия. На базе пришкольных площадок реализуются образовательные программы, направленные на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. К примеру, дети посещают бассейн, лечебную физкультуру, тренировки по каратэ, играют в подвижные и настольные игры, участвуют в постановках спектаклей, занимаются музыкой, вокалом, робототехникой, танцами. В отдельных случаях для ребятишек с особенностями развития разрабатывается программа по адаптации в коллективе, проводятся дополнительные занятия с психологом, логопедом, дефектологом».
Школа №129 не первый год работает с ребятишками с повышенными потребностями, в учреждении обучаются 20 особых школьников. Все дети с особенностями развития наравне со своими сверстниками ходят на обычные уроки, часть занятий проводится по индивидуальному графику в специально оборудованных кабинетах. В частности, на базе школы функционирует ресурсный класс для детей-аутистов. В помещении установлены специальные парты с перегородками и индивидуальным освещением, что позволяет ребёнку учиться в своем «личном кабинете». Ребятишки не только получают образование, но и активно участвуют в общественной жизни. Дети посещают школу здоровья и школу общения, интеллектуальный клуб «Эрудит», занятия по бисероплетению, бумагопластике и хоровую студию. Обучение и социализация особых детей не закончилась в конце учебного года, она продолжается и сейчас в рамках работы пришкольного лагеря. Дневной лагерь в школе №129 посещают 90 ребятишек, 11 из них – дети с особыми потребностями. Ученики практически всё время проводят вместе, много общаются, учатся помогать друг другу. Образовательная программа включает в себя работу в творческом клубе, большое количество подвижных игр, экскурсии, а для особых детей предусмотрены коррекционные занятия.
За несколько лет в школах количество особых учеников увеличилось в несколько раз. Если в 2011 году в учреждениях получали образование 560 детей, то в текущем учебном году их число достигло двух тысяч. По предварительным данным 1 сентября в школы придут не менее 2,5 тысяч особых учеников. Увеличение количества детей во многом связано с тем, что в 35 общеобразовательных учреждениях города в полном объеме или частично созданы условия для обучения детей с повышенными потребностями. Школы оснащаются пандусами, сенсорными комнатами, приобретается специализированная мебель, видеоувеличители, вестибулярные тренажеры, создаются логопедические пункты, залы ЛФК и многое другое. Учреждения могут инклюзивно обучать детей слабослышащих и слабовидящих, с проблемами опорно-двигательного аппарата, ребятишек с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, серьезными логопедическими проблемами. В школах №22 и 147 работают специализированные классы для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В общеобразовательных учреждениях №55, 76, 129 и 147 действуют ресурсные классы для детей аутистов, в новом учебном году при поддержке фонда «Живое дыхание» аналогичные классы откроются в школах № 8, 84, 97, 121.