Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В РФ могут появится специалисты по предотвращению детских суицидов

27.08.2012 00:00 |

В российских школах планируется ввести должность специалиста по предотвращению детских суицидов. Мера экстренная. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков. По числу суицидов среди несовершеннолетних наша страна занимает 1-е место в Европе. Смогут ли суицидологи убедить подростков, что смерть не единственный выход из ситуации? Что толкает ребенка на шаг в пропасть? Есть ли надежное средство от суицида? На эти вопросы отвечают психологи.

- Если посмотреть карту, на которой цветом запекшейся крови обозначены регионы, где суициды случаются наиболее часто, можно увидеть, что в основном это страны бывшего СССР, - рассказывает Евгений Любов, заведующий отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ. - Пока мы с вами разговариваем, два россиянина уйдут на тот свет.

По его словам, общая динамика сейчас относительно спокойная. С учетом первых трех месяцев этого года уровень суицидов по стране сократился почти на один процент по сравнению с предыдущим годом. Но профессор Любов считает, что успокаиваться нельзя.

- В 80 процентах случаев самоубийств оказывается, что ребенок или подросток страдал психической патологией, - говорит он, - в первую очередь это депрессия. Учителя же расценивают депрессию как леность, родители подливают масла в огонь. В итоге лишь один процент получает антидепрессивную терапию. Поэтому нужно активно развивать суицидологические службы в наиболее опасных регионах, а в школах проводить скрининги, которые могут показать склонность школьника к суициду. Речь, конечно, идет об анонимном тестировании и опросе.

По мнению специалистов, благодаря тестированию можно будет выявить 5-10 процентов детей с активным суицидальным риском и 30-40 процентов с суицидальными мыслями. Но опросов школьников недостаточно, нужно проводить еще и тестирование родителей и педагогов. А они, в свою очередь, должны иметь хотя бы элементарное представление о предупреждающих сигналах.

- Родители должны проявлять особую бдительность и не стесняться обращаться к специалистам, - считает Евгений Любов. - Все, что обсуждается в кабинете у специалиста, остается в стенах этого кабинета. Суицидологическая служба у нас давно выведена за рамки психиатрической помощи. В Москве, например, есть выделенная линия для детей и подростков, где работают квалифицированные специалисты. Такими линиями могут похвастаться всего несколько регионов. Телефон должен снимать кризисное состояние и давать альтернативный выход из ситуации. Альтернативой может быть кабинет психологической помощи, который находится ни в коем случае не в психоневрологическом диспансере, а в местной поликлинике, например.

- Нам часто сообщают, что подросток, покончивший с собой, был из благополучной семьи, - говорит Елена Дозорцева, руководитель лаборатории детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. - Но это могло быть внешнее благополучие. Если мама и папа работают и в семье есть достаток, это еще не значит, что в семье хороший климат. Чтобы предотвратить несчастье, нужен близкий человек. В идеале это должны быть родители, но не каждый родитель к этому готов. Хорошо бы родителям говорить с ребенком о ценностях жизни, о любви, помогать понять, что таких проблем, с которыми невозможно справиться, нет. Еще один опасный момент - субкультуры с суицидальными наклонностями, которые хорошо представлены в соцсетях. Это очень опасная вещь. Родители непременно должны быть настороже, ведь подростковый возраст - сам по себе кризис. Ребенку приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, в которых ему самому очень трудно разобраться. Стремление лишить себя жизни - это всегда сочетание разных моментов, и часто незначительное событие может стать, что называется, последней каплей.