В России заработал единый телефон доверия для детей, подростков и родителей
02.09.2010 00:00 |
В любое время дня и ночи дети, подростки и родители от Мурманска до Амурской области по телефону 8-800-2000-122 смогут совершенно бесплатно и анонимно получить совет, поделиться своими страхами и проблемами.
Сегодня в России начал действовать единый телефон доверия для детей и подростков. Горячая линия работает круглосуточно, а звонить можно бесплатно и анонимно. О том, с какими проблемами, страхами и тревогами звонят дети и как им помогают психологи, узнала Анастасия Мартынова.
Идею создания единого телефонного номера для детей и подростков подсказала сама жизнь: только за минувший год психологи-консультанты приняли почти полмиллиона звонков от ребят, нуждавшихся в психологической помощи.
- Телефон доверия «Гаврош», здравствуйте, я вас слушаю. Мы работаем по разным проблемам. Иногда звонят, когда ссорятся с кем-то, или оценку плохую получили, или когда грустно бывает.
Это особые разговоры. Неосторожное слово может больно ранить, а неверная интонация — спугнуть звонящего. К детским проблемам здесь относятся с взрослым уважением — никто не может подслушивать беседу. У телефона доверия нет определителя номера, у ребенка не спросят фамилию и домашний адрес. Анонимность — синоним доверия.
Светлана Яблонская, психолог, сотрудник телефона доверия для детей и подростков «Гаврош»:
- По телефону доверия не дают советов. Мы просто разговариваем и вместе с ребенком стараемся найти выход из ситуации. И обычно он находится.
Телефон доверия для детей и подростков «Гаврош» заработал в столице одним из первых в 2004 году. Его сотрудники в школах регулярно раздают листовки с номером «Гавроша». Благодаря такой рекламе ребята знают этот номер телефона, и 90 % звонков поступает от самих детей. Для педагогов проводят презентации.
- Тема суицида находится на втором месте по количеству острых обращений. Кризисные обращения детей, находящихся в сильном эмоциональном переживании, — это так называемые звонки-рыдания, звонки-плачи. Чаще всего связаны с тем, что ребенку не с кем поплакать. Если это не так, то разговор перетекает в русло — ребенок находится в таком положении, что он готов уйти из жизни.
Телефоны доверия работают при психолого-медико-социальных центрах. Только в Москве их 65. Общение с детьми по телефону доверяют опытным специалистам с высшим психологическим образованием. На тренингах они снова и снова прорабатывают разные ситуации.
- Меня зовут Ксюша, мне 10 лет.
- Здравствуй, Ксюша. Я очень рада, что ты позвонила. Расскажи, в чем дело?
- Дело в том, что я не хочу идти в школу.
Преимущество единой горячей линии — круглосуточность. Теперь в любое время дня и ночи дети, подростки и родители от Мурманска до Амурской области смогут совершенно бесплатно и анонимно получить совет, поделиться своими страхами и проблемами.
Елизавета Булаева, директор телефона доверия для детей и подростков «Гаврош»:
- Будет единый коммутатор, который будет переводить звонки в рамках своего региона. И те телефоны доверия, которые работают круглосуточно, они могут перехватывать и наши звонки тоже — звонки наших детей.
Считается, что задача психолога выполнена, когда ребенку смогли объяснить поведение родителей, развеяли страхи и успокоили. Однако зачастую взрослые не одобряют общение ребенка с посторонними людьми и боятся дальнейшего вмешательства служб в жизнь семьи.
Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- Я хочу успокоить тех, кто сомневается. Эта служба, прежде всего, анонимна. Служба профессиональная. Разговаривать с детьми — надо иметь еще и дополнительные навыки.
В России более 270 детских телефонов доверия. Идея объединить их одним федеральным номером — новая возможность помочь тем, кому так необходима душевная поддержка. К 1 сентября к единому номеру подключился уже 21 регион. До конца года бесплатный телефон доверия 8-800-2000-122 заработает во всех субъектах Федерации.
Анастасия Мартынова, Александр Иванюк. «ТВ Центр», Москва