Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

В Санкт-Петербурге школьников превращают в юных изобретателей

03.12.2015 12:50 |

В северной столице придумали, как вырастить из школьников юных изобретателей. Будущих инженеров и программистов научат писать программы для роботов

Устройства молодых ученых уже испытывают не только в российских школах, но и за рубежом. Недавно разработку отметили на конкурсе правительства Санкт-Петербурга «Экспортер года» – проект победил в номинации «Прорыв года».

Стартап ScratchDuino – это учебный робототехнический комплекс, который состоит из двух устройств – лаборатории и робо-платформы. Его назначение – развить творческие и технические способности ребенка, заинтересовать его программированием. Первые прототипы своих устройств разработчики выпус­тили еще несколько лет назад. Однако только в этом году они решили создать инновационный класс, который объединил в себе все разработки: лабораторию, робо-платформу, цифровую лабораторию, 3D-принтеры и специальные программы. Разработчики надеются, что такой класс будут использовать в школах.

Лаборатория и робо-платформа разработаны на основе языка программирования Scratch, созданного специально для детей, и открытом программном и аппаратном обеспечении. Это значит, что ребенок сам может изменить программу для робота и его конструкцию так, как ему захочется.

Лаборатория представляет собой небольшую плату с различными датчиками, которая подключается к компьютеру и связывает виртуальный и реальный мир. Любое действие, которое совершается с платой, отображается на компьютере.

Цифровую лабораторию дети могут брать с собой на занятия, которые проходят на природе. Устройство может собирать данные, например, о температуре, свете, цвете и анализировать их.

Другая разработка – робо-платформа – похожа на небольшого робота, к которому можно крепить различные датчики. За несколько минут, используя язык Scratch, ребенок может написать программу для этого робота и научить его тормозить, двигаться и выполнять ряд других действий.

«Ребятам очень нравится работать с этими устройствами, – поделились инженеры. – Программа Scratch выглядит как игра и быстро увлекает их».

Прозрачные преимущества

Несмотря на то, что петербургские разработчики не первые, кто создал подобные устройства, их проект стал в какой-то степени уникальным.

Он отличается тем, что ребенок может изменять робо-платформу: не только написать для нее любую программу, но и создать на 3D-принтере любые датчики, например, движения или света, и прикрепить их к роботу магнитом.

Еще одна особенность петербургской разработки, которая отличает ее от разработок конкурентов, – прозрачный корпус, позволяющий объяснить школьнику, каким образом устроена робо-платформа. Написать простую программу для робота сможет даже пятилетний ребенок. При этом ему не придется знакомиться с той базой английского языка, которую необходимо знать, чтобы освоить азы программирования. Заниматься программированием ребенок сможет на своем родном языке.

Роботы уже в школах

Хотя проект ScratchDuino можно назвать относительно новым, он уже успел найти свою аудиторию не только в России, но и за рубежом. Сегодня разработка петербуржцев есть в нескольких школах разных городов России: Москвы, Томска, Казани.

Стартап планирует постепенно выйти и на европейский рынок. Первыми шагами стало сотрудничество с Финляндией. Инновационный класс сегодня используют в пяти финских школах и трех университетах.

По словам Андрея Смирнова, из соседней страны уже поступают предзаказы на эти устройства. Впрочем, специалистам еще предстоит их доработать. Программы необходимо адаптировать под иностранный язык, учитывая все его нюансы, а также внести изменения в программное обеспечение.

С каждым годом занятия усложняются. Сначала ребенок учиться программировать в программе Scratch, при этом обучение проходит в игровой форме. Потом школьников знакомят с более сложными языками программирования. В конце обучения ребята уже самостоятельно могут создавать 3D-принтеры.