Январь 2021
пн вт ср чт пт сб вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В Центре творческого развития детей и подростков пройдут бесплатные арт-мастерские для подростков

27.10.2020 09:28 | Москва и Московская область

Мастерские — часть музейного проекта «Только не я». Проект адресован подросткам, столкнувшимся с опытом травли, и их родителям

26 октября — 15 ноября 2020 года в Центре творческого развития детей и подростков Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Арка Марка» пройдут бесплатные арт-мастерские для подростков 11–15 лет. Мастерские — часть музейного проекта «Только не я». Проект адресован подросткам, столкнувшимся с опытом травли, и их родителям. В 2019 году проект стал победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

«Только не я», — такая мысль возникает у каждого, кто хоть раз сталкивался с травлей. — «Только бы объединялись не против меня. Пусть вмешивается кто-то другой. Я ни при чем. Только не я».

Дети и подростки сталкиваются с буллингом гораздо чаще, чем кажется взрослым. Родители и учителя могут даже не подозревать, какие сложные решения приходится принимать ребенку в ситуации давления и агрессии. В мастерских подростки смогут разработать арт-проект, написать пьесу и поставить спектакль при профессиональной поддержке режиссеров, драматургов и арт-кураторов. Мастерские сопровождают психологи, чтобы у участников была возможность обратиться за поддержкой во время работы. Стать участником мастерской может любой подросток 11–15 лет, независимо от того, сталкивался ли он с травлей лично, был ее свидетелем или ему посчастливилось узнать о травле только из фильма или книги.

Куратор проекта: Ксения Белькевич, заместитель директора по развитию ГМИРЛИ, руководитель Центра «Арка Марка»

Для подростков 11–15 лет

Для участия необходимо подать заявку и выполнить творческое задание.

У каждой мастерской свое расписание: первая начинается 26 октября, последняя заканчивается 15 ноября. Можно посещать все или записаться только в одну.

Занятия проходят очно и онлайн: в центре «Арка Марка» («Доходный дом Любощинских-Вернадских», Зубовский бульвар, 15, с.1) и на платформе Zoom.

Подробнее о мастерских

Мастерская «Театр»

26—30 октября в 16:00 пятидневный очный интенсив

В случае введении режима самоизоляции мастерская будет проведена онлайн.

Ведущая: Катя Кочнева, актриса, режиссер

Когда я училась в школе, выяснять отношения дракой, ходить «двор на двор» и запугивать не таких, как все, было нормой. Это было похоже на сильное течение, которое захватывает многих, как будто из шляпы вытаскивают фант, — следующим может стать любой. Я лично была и с той, и с другой стороны, везде одинаково страшно, отовсюду сложно выбраться. Когда ты взрослый, кажется, что такого много меньше. Но так ли это?

Будем разбирать тему травли с точки зрения театра. Изучим театральные упражнения, научимся предугадывать течение и не попадать в него, замечать тех, кто попал. Познакомимся с документальными интервью, придумаем художественные образы и их способы воплощения театральными средствами. В финале мастерской покажем спектакль в технике и жанре, выбранными группой.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Театр»

Мастерская «Современное искусство»

31 октября, 1, 7, 8, 14, 15 ноября в 12:00 онлайн

Ведущие:

Катя Порутчик, куратор проектов «Архстояние Детское» (2017–18), «Место:», V-A-C, «Каскад», вожатая «Кавардак»

Как быть с агрессией? Как пережить обиду, чтобы она, настоявшись, не перебродила в злобу? Какую форму принимают нежность и сочувствие, если слова никак не желают их выразить? Потребность в ответах на эти вопросы мучила меня, когда я переживала травлю с 8 по 10 класс. Я с головой уходила в книжки, в которых сильные и смелые подростки придумывали хитроумные способы справиться со своими и чужими печалями. Мне очень хотелось тогда иметь возможность тоже, тоже сделать что-то, что поможет всем людям на земле (или хотя бы мне).

Оля Широкоступ, куратор образовательных и междисциплинарных проектов, исследователь, преподаватель

В средней школе травля была обыденным делом, кому-то доставалось больше, кому-то меньше. Мне доставалось не сильно: меня дразнили и оскорбляли периодически, по настроению, и часто те же ребята, которые как будто бы «дружили» со мной. Я просто терпела, не знала, как можно это переломить. Передышку я находила только в художественной школе или театральном кружке. Там травли не было. Мы с друзьями могли быть свободными, выражать себя, в том числе в творчестве.

Я училась не испытывать обиду, не чувствовать себя хуже других, не думать, что со мной «что-то не так». У меня ушли годы на то, чтобы спокойно говорить об этом опыте. Уже во взрослой жизни я начала вспоминать, как и сама была участницей травли: я открыто никогда в ней не участвовала, но, например, не защищала тех, кого травили одноклассники, или игнорировала «непопулярных» учеников, за что мне сейчас стыдно.

Программа направлена на создание художественных объектов, как материальных — например, инсталляция, так и нематериальных — например, перформанс.

Как можно посредством современных художественных практик изучать и реагировать на то, что происходит вокруг и внутри нас? Как творчески осмыслить то, что хочется изменить во внешнем мире? Может ли искусство предложить альтернативные пути построения общественных отношений, без иерархий или насилия?

Работа будет проходить в малых группах, и нам предстоит принять множество решений: сформулировать тему, выбрать для нее подходящую форму, реализовать проект и придумать его презентацию, опираясь на возможности диджитал-среды.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Современное искусство»

Мастерская «Пьеса как опыт свободы»

29, 31 октября, 5, 7, 12, 14 ноября. По четвергам в 18:00 очно, по субботам в 14:00 онлайн

В случае введения режима самоизоляции все занятия мастерской будут проведены онлайн.

Ведущий: Алексей Олейников, писатель, педагог

Травма сопровождает всю нашу жизнь. Мы рождаемся, крича и сжимая кулаки, бросая вызов жизни. Мы существуем, сталкиваясь с ее грубой материей — и она оставляет шрамы на наших сердцах и телах. Первый шаг и первое падение, первая дружба и первое предательство, первый смех и первое оценивание, первая любовь и первый отказ.

Нас формирует наш уникальный опыт — как опыт переживания счастья, так и опыт травмы, обиды, разочарования.

Как трансформировать этот опыт в топливо для текста? Как перековать железо оков в острый меч творчества, дающий свободу? Об этом и пойдет речь на мастерской.

За шесть встреч мы напишем мини-пьесы — одну на всех или каждый индивидуально. Пьеса дает много возможностей смоделировать варианты развития событий, через диалоги раскрыть характеры, намекнуть о предыстории. В финале проведем театрализованную читку.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Пьеса как опыт свободы»

Комментарии психологов к программе:

Евгения Стратийчук, психолог, исследовательница антибуллинговых программ, ведущая книжного клуба «Только не я»

В рамках интенсива продумана программа входа в тему буллинга и нетравматичного выхода из нее. Каждый день перед началом работы участники встречаются, чтобы настроиться на работу и проговорить свои переживания. В конце каждого дня у всех будет возможность выдохнуть, вернуться к повседневной жизни и отложить тему буллинга до следующего дня.

Также, если у участников возникнут вопросы, связанные с личными историями, или появится необходимость прояснить отдельные моменты темы, у них будет возможность поговорить с психологом. Моя задача помочь участницам и участникам интенсива разобраться в теме буллинга, выработать свое отношение, но не переживать заново тяжелые события.

Дарья Молчанова, психолог Центра поддержки детей и их родителей «Точка», психотерапевт, тьютор проектной школы «Каскад»

Кто такой инициатор травли? А кто жертва? Как оказываются в одной из ролей и что чувствует другая? Каждый третий подросток хотя бы раз в году оказывался в ситуации буллинга — как жертва, инициатор или свидетель. Буллинг — проблема коллектива, и только работая группой можно травлю изучить и преодолеть. Объединение театра, работы над пьесой, собственными арт-проектами и психологической работы дает возможность участникам получить разный ролевой опыт и оказаться в принимающей творческой среде.

Александра Виноградова, психолог-консультант, музыкальный терапевт Центра поддержки детей и их родителей «Точка»

Главная задача для меня — это создание безопасной среды, в которой каждому есть место, в которой не страшно быть таким, какой ты есть. Безопасность и поддержка, способность разделить с другими свои страхи и переживания — это мощные инструменты, которые дают ощущение силы и уверенности. Мне хочется, чтобы каждый участник почувствовал свою силу и сумел этой силой пользоваться при необходимости, ощущая поддержку группы, а в дальнейшем мог опираться и на самого себя.

tolko_neya@goslitmuz.ru
Instagram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51

Источник: goslitmuz.ru
Комментарии:
CAPTCHA