Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

В Ульяновской области психологи обучат родителей взаимодействию со взрослеющим особенным ребенком

01.03.2021 09:27 | Ульяновская область

С 16 марта начнется обучение родителей – в нем примут участие 80 семей подростков с ОВЗ

50 специалистов, работающих с особенными детьми в Ульяновской области и других регионах, прошли специальное обучение, чтобы помочь родителям и их детям пережить период полового созревания и самостоятельно применять план коррекции поведения, который разработали психологи АНО «Центр коррекционной и семейной психологии».

В центре отмечают, что тему взросления людей с инвалидностью не принято поднимать. Однако замалчивание о процессах взросления приводит к массе проблем, подростки часто становятся неконтролируемыми. В новом проекте «ОВЗ и безопасное взросление» психологи АНО «Центр коррекционной и семейной психологии» с научной точки зрения подходят к этой непростой теме, чтобы помочь родителям справиться с волнением и обучить их взаимодействию с повзрослевшим ребенком.

В ходе первого этапа проекта 50 специалистов прошли практическое обучение на базе реабилитационного центра «Подсолнух» онлайн, и теперь они переходят к самостоятельной диагностической работе и составлению индивидуальных планов коррекции нежелательного поведения особенных подростков, связанного с периодом их психосексуального развития. Задача проекта — научить специалистов впоследствии самостоятельно разрабатывать эти планы на основе методики и практики, полученных во время обучения. С 16 марта начнется обучение родителей – в нем примут участие 80 семей подростков с ОВЗ и семей, в которых проживают молодые люди с инвалидностью в возрасте от 18 до 35 лет.

«Наш центр работает с семьями, которые воспитывают детей с ОВЗ, и один из запросов родителей к нам — помочь выстроить с ребенком взаимодействие в период полового созревания, когда начинаются глобальные проблемы. На фоне гормонального взрыва все, что было наработано ребенком с ОВЗ — навыки понимания, общения — очень сильно откатывается назад. Второй важный момент — у него наблюдается очень нестабильное эмоциональное состояние. У нормотипичного подростка это может выражаться в подростковых бунтах, уходе из дома, неформальной одежде — это более приемлемый формат, с которыми родители как-то могут справиться. У ребенка с ОВЗ это может транслироваться в очень негативном поведении: ребенок не понимает, что с ним происходит, он не управляет этим состоянием, либо хочет получить желаемое, либо наоборот хочет избежать нежелаемого. И может начаться, например, публичное раздевание, агрессивное поведение, применение физической силы к близко живущим. Мы условно назвали это нежелательным психосоциальным поведением», — рассказала АСИ директор АНО «Центр коррекционной и семейной психологии» Анна Муромская.

По ее словам, родители не знают, как с этим справляться, и выбирают путь медикаментозного глушения либидо — нейролептики, антидепрессанты и специальные препараты, у которых есть побочное действие в виде увеличения массы тела и усиления тех заболеваний и симптоматики, которые у ребенка уже есть.

«Например, он превращается в стокилограммового человека, который неспособен самостоятельно передвигаться; получается проще, чтобы он лежал дома, чем выводить его и пытаться как-то строить жизнь. При этом родители не вечны, и в итоге через какой-то период времени, когда родители умирают, мы получаем недееспособного грузного человека, нуждающегося в постоянном уходе, который не социализирован и не управляем. И единственное, что с ним можно сделать, это обеспечить за счет государства его лежание в ПНИ с питанием, обслуживанием и нейролептиками. Мы стали задумываться, чем можем помочь мы — запрос же к нам был как к психологам. И поняли, что если в период, когда половое созревание только начинается, когда серьезные последствия еще не наступили, научить родителя проживать этот процесс правильно с точки зрения психологии, то многие из этих негативных последствий можно свести с минимуму», — отметила Муромская.

В первую очередь, по словам психолога, важно научить родителей справляться с нежелательным поведением ребенка, определять четко, что является сексуальным поведением, а что нет. Потому что часто возникает путаница: например, у ребенка развитие на три года, он взял кого-то за грудь — обычно мы видим в этом сексуальность, потому что внешне он двадцатилений человек, а для него это всего лишь привлечение внимания, потому что он хочет, чтобы ему дали игрушку.

По мнению Муромской, в силах психологов работать не с самим ребенком, а с теми, кто его окружает — в первую очередь, с родителями и со специалистами: важно давать родителям конкретные инструменты, которые помогут понять, что происходит с ребенком, научиться выстраивать с ним взаимодействие.

Методику специалисты центра разработали на основе предыдущего аналогичного проекта, в котором участвовали 20 ульяновских семей с подростками: они прошли обучение по этой программе, и, по словам Муромской, были получены положительные результаты. В частности, психологи центра увидели, что есть запрос на специалистов, которые работают с этой проблематикой. Но главным результатом было то, что большинство родителей сказали, что у них не было знаний о том, что такое сексуальность, половое поведение и что это часть жизни тела человека. Вторым результатом стало то, на что и был нацелен проект: снизились тревожность и внутренняя напряженность у родителей. Во время проекта специалисты выявили и случай сексуального насилия над ребенком, и органы опеки провели работу, чтобы оградить его от этого.

Ульяновским проектом заинтересовались специалисты НКО из других регионов, в том числе Перми, Уфы, Москвы, Краснодара, Симферополя. Они обучаются онлайн и работают непосредственно на местах со своими подопечными. По проекту у каждого специалиста есть подопечная семья, для которой он разрабатывает индивидуальный план и потом, вместе с этой семьей, начинает внедрять.

Проект планируется развивать: сейчас обучение специалистов проходит за счет средств президентского гранта, в дальнейшем есть две возможности — предложить такое обучение специалистов в качестве услуги центра по повышению квалификации либо создать обучающий медиаконтент, который позволит всем желающим из Ульяновской области и других регионов страны обучиться основам работы с данной проблематикой.