Американские ученые провели лонгитюдное исследование изменений в поведении более 12 тысяч американских детей.
Дети, которых физически наказывают за плохое поведение, предрасположены к проблемам с поведением больше, чем их сверстники, к которым применяются менее категоричные меры воспитания. Это выяснили американские ученые, которые провели лонгитюдное исследование изменений в поведении более 12 тысяч американских детей. Работа опубликована в журнале Psychological Sciences.
Применение умеренной физической силы (например, шлепки) практикуется в качестве воспитательных мер во многих странах и культурах. Изучение такого способа воспитания, однако, осложнено по этическим соображениям: в идеале, подобный эффект проверяется с помощью рандомизированного контрольного исследования, что невозможно, так как нельзя попросить отдельную группу родителей бить своих детей (а другую — воздержаться от этого). К тому же, сообщить о применении физической силы (пусть и в легкой форме) к ребенку также готов не каждый.
Американские исследователи под руководством Арьи Ансари (Arya Ansari) в своей новой работе изучили влияние физических воспитательных мер (а именно — шлепков) на поведенческое развитие детей. Для этого они собрали репрезентативную выборку из 12112 детей и опросили их родителей на предмет того, склонны ли они шлепать своих детей, когда тем было пять лет. Ученые сравнили две группы родителей: тех, которые шлепали своих детей за плохое поведение хотя бы раз, и тех, которые никогда не шлепали. Стоит отметить, что 92 процента опрошенных родителей были женского пола, именно поэтому ученые обозначают воспитывающих участников исследования как «матерей». Так, примерно 9,5 тысяч матерей сообщили о применении физической силы к своим детям.
Затем ученые собрали данные о поведении их детей (как часто они не слушаются и проявляют агрессию к окружающим), сообщенные учителями, когда тем было шесть и восемь лет, и скоррелировали полученные данные с данными, которые получили, когда детям было пять лет. При анализе ученые также учли другие возможные факторы влияния на поведение детей: пол (как матерей, так и детей), возраст матерей, расу, образование, социальное положение, уровень дохода, проблемы с поведением детей на начало исследования и так далее. Исследователи выяснили, что дети, которых шлепали в возрасте пяти лет, к шести годам проявляют большие (p = 0,023) проблемы в поведении, чем дети, чьи матери не применяли к ним физическую силу. Та же тенденция сохраняется (p = 0,14) и к восьми годам. Стоит отметить, что при анализе две выборки были сбалансированы для того, чтобы избежать ситуаций, в которой активная группа (дети, которых шлепают) и контрольная группа существенно различается по какому-либо другому параметру. Например, можно предположить, что мальчиков бьют чаще, чем девочек — в таком случае, две выборки будут сильно различаться по половому признаку и их нельзя будет сравнивать.
Ученые приходят к выводу, что подобное явление объясняется постулатами теории социального научения: дети, которые видят, что их родители добиваются того, что им надо, силой, склонны сами проявлять агрессию в отношении других, что и приводит к поведенческим проблемам. Стоит, однако, отметить, что при анализе авторы не учли, кричали ли матери на детей, — это тоже может быть важным фактором, влияющим на поведение ребенка в будущем. Также авторы не учли, применяли ли родители физические меры воспитания после изначального опроса.
На поведение и когнитивное развитие детей влияют множество различных факторов. Так, например, отсутствие отца способно успешно подготовить детей к взрослой жизни, а образование матери — сократить разницу в умственных способностях ее детей.