Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

За последние десятилетия дети не стали умнее, но родители требуют от них больше

14.11.2013 00:00 |

На следующей неделе, 20 ноября, будет отмечаться Всемирный день ребенка. Какое будущее новый ФГОС готовит дошкольному образованию? Будет ли оно доступно детям с ограниченными возможностями здоровья? Какие подходы к детям будут использовать специалисты и т.д.? Об этом говорили на круглом столе в пресс-центре РИА Новости.

- Мы собрались сегодня по поводу Всемирного дня ребенка, который отмечается во всем мире . В нашей стране он пока не стал таким общеизвестным, как День защиты детей, но это прекрасный повод, чтобы в очередной раз собраться и поговорить о том, что происходит с дошкольным детством в стране, - отметила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
Сегодня в дошкольном детстве целая череда проблемных вопросов. Многие из них лежат именно в социальной сфере: это и проблемы многодетных семей, которые живут у черты бедности, проблемы детей мигрантов, детей с ограниченными возможностями и др. Тем не менее, в этот раз эксперты решили поговорить именно об образовании.
- Этот год для дошкольников непростой. Впервые дошкольное образование признано уровнем образования, и это налагает определенные требования: это и стандарт, и программы. Всегда сложно переходить на какие-то новые ступени, однако стандарт нацелен именно на общее развитие ребенка, его личности, его качеств. Мы все хотим, чтобы дети были добрыми, внимательными, ласковыми к родителям, чтобы они в дальнейшем становились хорошими собеседниками, умели общаться со сверстниками и взрослыми. Стандарт ориентирован не на получение жесткого результата, а на то,чтобы показать педагогу, куда и как идти для комплексного развития всех сторон личности ребенка. Детство должно оставаться детством. А у нас много перегибов в том смысле, что детей порой учат читать и писать уже в 3 года. Родители боятся, что их дети не будут готовы к школе. Сегодня отмечается, что состояние здоровья детей изменяется, потому что они постоянно испытывают перегрузки, посещая различные курсы и кружки уже до школы, - подчеркнула Татьяна Волосовец.
С тем, что сверхраннее обучение ребенка приносит больше вреда, чем пользы, согласилась с коллегой и директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
- Мы называем сверхранним обучение ребенка с 3 лет. Это связано с системой неадекватных требований взрослых. Это происходит и дома, и в детских дошкольных организациях. В то же время по категоризации ВОЗ неадекватные требования могут быть квалифицированы как насилие. Эти требования подпитываются мифами. Один из них состоит в том, что современный ребенок намного умнее, интеллектуальнее богат, чем дети 20, или уж тем более 50 лет назад. Сегодня мы ведем большие исследования и понимаем, что дети не стали интеллектуально лучше, они во многом такие же, как прежде, - отметила Марьяна Безруких.
Недавно Институт возрастной физиологии РАО завершил большое исследование с участием 60 тысяч детей. В итоге выяснилось, что среди современных дошкольников более 40% имеют несформированность речи. Такие же данные, по словам Марьяны Безруких, были и сорок лет назад. Проблема здесь состоит в том, что если на этапе дошкольного развития у ребенка выявлена несформированность речи, вполне вероятно, что у него в процессе обучения будут сложности. Тем не менее, это не повод тут же браться за учебники. Возможно, наоборот ребенок уже переучен, перегружен и оттого испытывает трудности?
Кроме того, исследование показало, что порядка 30% детей приходят сегодня в первые классы с несформированной моторикой, столько же - с несформированным зрительно-пространственным восприятием. Это значит, что это приведет к затруднениям в чтении. Правда, это опять же может быть результатом повышенных требований родителей.
- Если в 3 года, когда ребенок еще не готов к этому восприятию, мы заставляем его читать, у него формируется механизм неправильного чтения, неприятие к этому процессу. Что же касается курсивного письма, то для ребенка до 6 лет - это трудная операция, он пока не готов к этому, - подчеркнула Марьяна Безруких.
Понятно, что сегодня есть не только дети, которые испытывают проблемы. Есть и те, кто готов к чтению и письму раньше, чем сверстники, но это проявления индивидуальных характеристик ребенка. В этом аспекте, как отметили участники обсуждения, новый стандарт дошкольного образования дает широкие возможности, чтобы помочь каждому ребенку развиваться так, как ему позволяют его физические и интеллектуальные возможности, а дошкольному педагогу поддерживать его в этом.