Жесткая дисциплина в семье приводит к вранью, считают психологи
27.10.2011 00:00 |
Канадские психологи из Университета Макгилла и Университета Торонто провели исследование над поведением детей, растущих в строгих порядках и в более либеральных условиях и пришли к выводу, что строгая дисциплина приводит к вранью. Результаты исследования были опубликованы в журнале Child Development.
Профессор Виктория Талвер (Victoria Talwar) из Университета Макгилла и профессор Канг Ли (Kang Lee) из Университета Торонто пронаблюдали за поведением детей трех- и четырехлетнего возраста, которые живут в одном районе, но посещают разные учебные заведения. Одна группа испытуемых посещала частную школу с традиционной авторитарной моделью дисциплины, где применяют в качестве наказания за нарушение дисциплины битье линейкой и подзатыльники. Другая группа ходит тоже в частную школу, однако порядки в ней менее строгие. Здесь не применяют телесных наказаний, только ругают и лишают права играть на детской площадке за проступки. За серьезные дисциплинарные нарушения могут вызвать родителей в школу или отвести на беседу к директору.
В процессе эксперимента детей оставляли в комнате, где находилась привлекательная игрушка и просили не смотреть на нее до прихода исследователя. В это время за детьми наблюдали. Большинство детей не могли удержаться от соблазна и смотрели на игрушку, а после прихода психолога ученики первой школы в говорили, что они выполнили требование и даже не взглянули на игрушку, в то время как ученики второй школы с менее строгими порядками в половине случаев не прибегали к спасительной лжи.
Результаты исследования, говорят психологи, свидетельствуют о том, что авторитарное воспитание вынуждает детей лгать, выдумывая стратегии обмана, чтобы адаптироваться к ситуации и в конечном счете выжить.