Блок 3
Блок 3. «Доброе начало»
Дети не в тягость, а в радость.
Семейные воспитательные группы на современном этапе в рамках профилактики социального сиротства, являются наиболее гибкой и перспективной формой жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается для реализации приоритетного права ребенка – жить и воспитываться в семье, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка и в семейном кодексе РФ (п. 2, ст.54).
СВГ является структурным подразделением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ребенок сохраняет статус воспитанника учреждения, воспитатель получает статус сотрудника
Семейная воспитательная группа позволяет сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка. Дать каждому ребенку опыт жизни в семье одна из основных задач создания СВГ. СВГ предоставляет ребенку не только оптимальные условия для формирования его личности, но и создает предпосылки для его социального становления, вступления в самостоятельную жизнь.
Цель: профессиональная подготовка и психолого-педагогическое сопровождение воспитателей семейных воспитательных групп.
- Задачи:
- подготовить квалифицированных воспитателей СВГ;
- познакомить с особенностями системы СВГ;
- помочь прояснить воспитателям СВГ их собственные возможности, трудности, возникающие при работе с приемными детьми;
- установить партнерские отношения воспитателя со службой сопровождения СВГ для дальнейшего тесного взаимодействия и поддержки.
Участники: кандидаты в воспитатели СВГ, специалисты центра, родные дети, другие заинтересованные лица.
Формы и методы:
- тренинги;
- беседы;
- ролевые игры;
- консультации;
- лекции.
Этапы работы с кандидатом в воспитатели
Этапы | Содержание | Ответственный | Количество часов |
1. Ознакомительный | Собеседование с кандидатом воспитатели, знакомство со спецификой функционирования СВГ | зав. отделением, соц. педагог | 2 |
2. Диагностический | 1.Диагностическое обследование личностных особенностей, коммуникативных качеств, эмоционально-волевых свойств 2. Диагностика семьи и семейного окружения воспитателя | педагог-психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог | 3 |
3. Аналитический | Анализ, обобщение результатов комплексной диагностики, составление социального паспорта семьи, подбор воспитанника для СВГ | зав. отделения, педагог-психолог | 2 |
4. Обучающий | Обучение кандидата в воспитатели по программе “Доброе начало” | зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог соц. педагог, мед. работник | 15 |
5. Сопроводительный | Психолого-педагогическое сопровождение СВГ, участие в работе клуба “Оберег” | зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог соц. педагог, мед. работник | В течение всего периода |
Программа обучения кандидата в воспитатели СВГ (15 часов)
Направление | Содержание | Ответственный | Количество часов |
Информационно – ознакомительный этап | |||
Социально-правовое |
| Специалист по социальной работе, зав. отделением | 3 |
Обучающий этап | |||
Медицинское и социальное |
| Медицинские работники, диет.сестра | 3 |
Психологическое |
| Педагог — психолог | 3 |
Педагогическое |
| Педагог, воспитатель, зав. отделением | 3 |
Консультативный | |||
Психолого-педагогическо |
| Психолог, воспитатель. | 3 |
Для воспитателей обучение в школе «Доброе начало» дает возможность:
- получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, социальную;
- реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
- разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
- освоить процедуру подготовки документов;
- разобраться во влиянии факторов генетической и социальной наследственности на развитие ребенка;
- понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в государственных учреждениях;
- узнать механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребенка;
- изучить педагогические приемы компенсации полученных ребенком моральных травм и отрицательного жизненного опыта;
- узнать про типичные родительские ошибки, ожидания разочарования;
- научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребенка в семье.
Ожидаемые результаты:
- повышение психолого – педагогической компетенции воспитателей СВГ в вопросах адаптации, принятия и всестороннего развития ребенка;
- создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах;
- психическое и физическое оздоровление ребенка;
- повышение адаптационных возможностей ребенка;
- увеличение числа детей, проживающих в семье;
- расширение реабилитационного пространства.