Как проявляется? | В каком возрасте? | В чем причина? | Что делать родителям? |
Ребенок может делать больно маме, папе и другим близким, ломать предметы, рвать бумагу. На детской площадке может стукнуть сверстника, кидаться предметами и т.д. При этом он всегда внимательно следит за реакцией взрослых, за последствиями своего поведения. Все агрессивные действия производит без гнева, скорее, с любопытством и интересом. | 6 мес.- 3 года | Ребенок исследует мир, осознает границы «можно» и «нельзя» | - Четко, последовательно и однозначно реагировать на нежелательные действия («Так делать нельзя», «Маме больно», «Если ты будешь специально ломать игрушки – мне придется их забрать» - и действительно забирать).
- Избегать при реакции лишних эмоций. Иногда у родителей неуклюжая попытка ребенка ударить вызывает смех, в другой раз – злость. Ребенок таким образом получает очень интересный материал для исследования: «А как они отреагируют в следующий раз?»
- При попытке ударить удерживать за руку, повторяя, что так делать нельзя. Уже с самого раннего возраста важно в этот момент понятно объяснять причины: «Мне больно, когда ты так делаешь», «Если ты будешь драться, дети не захотят с тобой играть» и т.д. |
Ребенок, не имеющий опыта общения в кругу сверстников, может привлекать к себе внимание самым доступным способом – стукнуть, дернуть за волосы и т.д. Этот своеобразный способ вступления в контакт часто используют дети, испытывающее повышенное напряжение при общении. | 2 – 6 лет | Попытка вступить в контакт, желание обратить на себя внимание | - Поговорить с ребенком о причинах его поведения, сделать их понятными для него самого («Ты не знаешь, как обратиться к Пете и предложить ему поиграть вместе?», «Тебе было скучно, потому что никто не играл с тобой?»).
- Учить ребенка неагрессивным способам вступления в контакт, проигрывать сложные ситуации общения. |
Ребенок использует бранные слова, а также физическое воздействие при малейшем поводе. При этом не видно явной злобы, напряжения. Для него это просто привычный способ поведения в конфликтных ситуациях, который, скорее всего, применяется в его семье. | 2- 12 лет | Копирование модели поведения, принятой в семье | - Проанализировать собственные способы разрешения конфликтных ситуаций, обратить внимание, не так ли вы общаетесь дома между собой и с другими людьми.
- Исключить любые способы телесного наказания, психологическое давление на ребенка – агрессия рождает агрессию. |
Когда ребенок ударяет, обзывает кого-то, ломает предметы, видно, что его захлестывают негативные эмоции. Кулаки сжаты, лицо напряжено. Если такое поведение для ребенка типично, это может быть показателем различных психологических проблем. Если проявляется какое-то непродолжительное время, может быть реакцией на стресс или проявлением возрастного кризиса. | 3-12 лет | Внутренняя агрессивность, повышенное напряжение | - Предоставить ребенку возможность выплеска негативных эмоций в социально приемлемой форме (бить боксерскую грушу или подушку, свободное рисование и так далее).
- Учить ребенка контролировать свои действия, осознавая свои эмоции.
- Проконсультироваться с психологом, чтобы выявить глубинные причины агрессивного поведения. |