Вопрос специалисту
Что это значит – тревожный ребенок?

Что это значит – тревожный ребенок?

Разговор о тревожном ребенке необходимо начать с рассмотрения основных понятий — страх, тревога, тревожность.

Страх — это сильная эмоциональная реакция на объект, который воспринимается человеком как опасный. Страхи всегда конкретны – страх темноты, высоты, животных и т.д. Возникает всегда при обнаружении человеком такого объекта. Страхи могут быть вызваны как реальными объектами, так и фантазиями. Страхам необходимо посвятить отдельную статью. В данном контексте определение страхов нам необходимо для того, чтобы отличать их от тревожности и тревоги.

Тревога — это ситуативное проявление волнения и беспокойства. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Тревога возникает, когда человек по каким-либо причинам не может удовлетворить свою потребность или реализовать желание. Каждый раз, когда человек обнаруживает в среде объект, способный удовлетворить его потребность или реализовать желание, в его организме начинается процесс расщепления жиров, который снабжает его энергией, необходимой для удовлетворения потребности. При этом его дыхание становится более интенсивным, так как для расщепления жиров необходим кислород. Если по каким-то объективным или субъективным причинам человек не может совершить действий, направленных на удовлетворение потребности, то бессознательно он тормозит расщепление и выделение энергии, сдерживая дыхание. Таким образом, тревога — это есть субъективное переживание затруднения дыхания при наличии заблокированной энергии.

Тревога – это не всегда негативное состояние. Часто именно она становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Различают два вида тревоги: мобилизующая и расслабляющая. Какой вид тревоги будет испытывать человек, во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений (недостаток внимания со стороны родителей, проявления нелюбви к ребенку, формирование у него беззащитности, безнадежности и отсутствие опоры в близком окружении).

Также способствовать повышению тревожности у детей могут:

  • Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
  • Конфликтность самооценки — высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
  • Неадекватные требования к ребенку со стороны значимых взрослых — завышенные требования, противоречивые требования, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
  • Неблагополучная обстановка в семье — конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.

Ваш ребенок тревожный, если:

  • он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  • у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  • у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  • он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  • у него повышенная утомляемость;
  • он совершает множество неудачных движений и жестов;
  • он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он часто критикует других.

Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.

Елена Плотко, психолог