Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожные дети нуждаются в психологической поддержке, внимательном отношении, помощи. Больше советов по воспитанию тревожного ребенка, вы можете найти в разделе «Родительский лекторий».
Признаки проявления тревожности можно заметить, внимательно приглядевшись к своему ребенку.
Ваш ребенок тревожный, если:
он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
у него повышенная утомляемость;
он совершает множество неудачных движений и жестов;
он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
он безынициативен, пассивен, робок;
он болезненно воспринимает критику от окружающих;
он обвиняет себя во многих неудачах;
он часто критикует других.
Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.
Воспитание детей с синдромом тревожности должно включать в себя три основных направления.
Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
Рекомендации родителям:
чаще обращайтесь к ребенку по имени;
ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.