Анализируем процесс и расположение фигур. Как правило, первым ребенок нарисует самого значимого для себя члена семьи. Затем менее значимого и так далее. Ближе к себе он расположит людей, с которыми имеет налаженный контакт. Иногда члены семьи могут на рисунке отсутствовать, и ребенок всегда находит этому объяснение: «Забыл», «Он уехал», «Просто здесь его нет», «Он в доме» и другие. Это говорит о негативном отношении к родственнику, и ребенок пытается от этих чувств избавиться, например: «Я ненавижу младшего брата, лучше б его не было». Или у ребенка нет с этим человеком контакта — он не присутствует в его жизни.
Если чадо не нарисовал себя, то это очень тревожный знак. Либо в своей семье его не замечают, он одинок, либо семья тестируемому не интересна.
Вымышленные персонажи на рисунке семьи говорят о неудовлетворенности. Если такие фигуры найдутся, то нужно расспросить, кто они и почему здесь. Это поможет понять и удовлетворить потребности ребенка.
Размер изображенного персонажа говорит о месте этого человека в жизни ребенка. Именно поэтому изображения бывают непропорциональными: бабушка больше папы, а кошка больше брата.
Если родственники расположены не по линейке, а на разной высоте, значит, ребенок выстраивает свою иерархию власти. Независимо от размера изображения, главнее тот, кто нарисован выше всех, а в самом низу — член семьи с минимальной властью.
Результаты могут удивлять: выше всех — маленькая новорожденная сестра, значит, именно она по мнению ребенка управляет всеми домочадцами. Это место может занимать мама, папа, дедушка или телевизор, а иногда Иван Иванович — папин начальник, из-за которого отец всегда злится на всех.
Имеет значение и расстояние между фигурками. С теми, с кем у ребенка есть контакт, ребенок обычно держится за руки.
Если же ребенок рисует себя очень маленьким или «загоняет» в угол листа, то у него проблемы с самооценкой (очень низкая). Тоже можно сказать и об очень большом центральном изображении себя — здесь явный эгоцентризм и завышенная самооценка.
Смотрим на части тела. Если они на своих местах и гармоничных размеров, то особых проблем не выявляется, но если одна часть значительно больше других или отсутствует совсем, то стоит задуматься:
-
рот — символ общения; огромный прорисованный рот говорит о вербальной агрессии, а отсутствие рта – о безмолвности;
-
глаза – зеркало души; огромные расширенные глаза — символ тревожности, глаза-щелочки означают непонимание ребенком души другого;
-
нос — символ честности; отсутствие носа или огромный нос говорят о каком-то семейном секрете или нечестности;
-
уши — орган восприятия; персонажи без ушей никого не слышат, а с большими ушами вынуждены постоянно всех выслушивать.
-
шея ассоциируется с самоконтролем, именно поэтому дети часто рисуют шеи у взрослых и забывают рисовать у детей;
-
руки — это способность что-то делать и менять, гармоничные руки с пятью пальцами — благоприятный знак, а если руки маленькие и пальцы отсутствуют — это говорит о беспомощности. Очень большие непропорциональные руки с прорисованными пальцами отдельного члена семьи могут свидетельствовать о физической агрессии или, напротив, о постоянной работе руками («рукастый», «золотые руки»);
-
ноги – символ твердости и опоры. Если ноги висят в воздухе или слабые, тонкие или без обуви, то есть проблемы с ощущением опоры и прочности в жизни.
Как только ребенок закончит рисовать, предложите ему рассказать о том, что он нарисовал и почему именно так. Заберите этот рисунок.
Если малыш не устал, то попросите его нарисовать семью, о которой он мечтает, в которой хотел бы жить. Разницу заметите сами. Сделайте выводы.
Светлана Садовникова
Фото с сайта koroleva-marina.ru
У ребёнка снизилась успеваемость, а любимые занятия больше не вызывают интерес? Не торопитесь обвинять его в лени. Возможно, ваш школьник просто переутомился. Разобраться, усталость ли это, поможет наш тест, ориентированный на средний школьный возраст.
Пройти тест